Четыре дореволюционных журнала о воспитании

Продолжаем серию обзоров изданий, хранящихся в фонде Отдела редких книг СОУНБ им. В. Г. Белинского.

Сентябрь – самое время продолжить разговор об образовании, воспитании и преподавании. Вновь обратимся к фонду отдела редких книг Белинки. Если в течение лета мы изучали дореволюционные детские журналы, то сегодня приступим к обзору педагогических изданий и начнём с тех, в названии которых звучит само слово «Воспитание».

Известнейший научно-популярный журнал для родителей и воспитателей «Вестник воспитания» издавался в Москве в 1890–1917 годах, ежегодно выходило 8–9 номеров. Его основал детский врач Е. Покровский. Помимо общих проблем народного образования, большое внимание уделялось школьной гигиене, детской психологии и физическому развитию. Особое место занимала педагогическая библиография и критика, обзоры сочинений. Ключевую идею издания выразил В. Грингмут в материале «Наши педагоги» (№2 за 1980 год): «Из английской, германской, французской школы выходит цвет английской, германской, французской нации; точно так же и из русской классической школы должны выходить русские, получившие здоровое русское национальное воспитание». Тема народности отечественного образования красной нитью проходила сквозь публикации на протяжении всех лет жизни журнала, в котором печатались такие видные учёные, как В.П. Острогорский, Д.И. Тихомиров, И.И. Мечников, В.М. Бехтерев.

Материалы журнала разнообразны стилистически и жанрово. Публикуются оригинальные и переводные статьи, продвигающие школу, где достигается гармония физического, научного и эстетического воспитания детей, нет чрезмерной загружённости домашними заданиями, а вся система образования направлена на воспитание здорового и любознательного ребёнка. В одном из первых номеров журнала осмысляются 10 тезисов из «Великой дидактики» Яна Коменского, в частности, о том, что обучение должно переходить в самообучение, иначе оно лишено всякого смысла. В рубрике «Письма об эстетическо-литературном образовании» ставится проблема, которая может вызывать отклик и у современного преподавателя. Выросло поколение молодых людей, пишут авторы журнала, которым недостаёт бодрого, здорового настроения. Они, будучи совсем юными, обеспеченными и интеллектуальными, уже словно устали от жизни, полны равнодушия, ничто их не занимает. А причина в том, что родители увлеклись погоней за тем, чтоб дать им прекрасное образование, научить наукам, но позабыли о воспитании чувства, воображения. В семье не было создано эстетической атмосферы, детей не учили любоваться природой, восхищаться искусством, чувствовать настроение и тревоги других людей. Знакомая история? Сегодня мы называем это явление «неразвитый эмоциональный интеллект».

А вот репортаж «День на воле» (№5, 1897 год) позволяет нам глазами молодой учительницы увидеть в действии, как воспитывается умение сопереживать природе и товарищам. Вместе со 150 воспитанницами младших классов она отправилась на теплоходе в небольшое путешествие и живо, с увлечением описывает непосредственность, эмоциональность, впечатлительность девочек, искренне откликающихся на заботу и внимание старших.

В журнале затрагиваются, в первую очередь, узкопрофессиональные аспекты – педагогические собрания, методики преподавания, авторские преподавательские находки и исследования, специфика кадетского воспитания, роль классного наставника. Но находится место и для более популярных тем – например, публикуются материалы по истории женского образования в России и даже правила прикармливания младенцев.

Астраханский журнал «Семейное воспитание» больше внимания уделял, как следует из названия, моментам домашнего общения с детьми. Издание выходило в 1911–1914 годах под руководством женщины-врача А. Дерновой-Ярмоленко. Оно провозглашает принципы рационального воспитания в семье, когда в основу взаимодействия с ребёнком положено не только знание педагогических моделей и врачебных советов, но и собственные компетенции, родительская ответственность. Матерям и отцам предлагается не слепо исполнять предписания компетентных лиц и следовать методикам из журналов, а учиться наблюдать за малышом, анализировать его поведение и характер и в соответствии с этим менять линию поведения. Так каждый родитель превращается в педагога, а журнал призван помочь и направить его на этом пути. В «Семейном воспитании» собраны успешные примеры отечественного и зарубежного воспитания, советы по физкультуре, профилактике болезней и гигиене, биографии известных педагогов, ставятся проблемы – например, как сочетать материнство и работу, ежедневную занятость, как преодолеть конфликт семьи и школы. Регулярно выходят книжные обзоры, на страницах журнала публикуются письма читательниц с вопросами по воспитанию и даются ответы на них. Особый интерес представляет рубрика, посвящённая психологии ребёнка. Всем известно, что фантазия детей настолько богата, что порой они придумывают себе целый мир, куда «убегают» от реальности. Автор рассказывает о случаях появления у малыша «придуманного друга», причём достаточно сложных (вымышленная подруга одной из описанных девочек «заставляла» её совершать запретные, порой опасные поступки), и поясняет, как вести себя родителям в подобных ситуациях. Журнал приятно держать в руках: элегантная вёрстка, удобочитаемый шрифт и любопытная «изюминка» – вместо виньеток здесь используются детские рисунки, присланные читателями.

Необходимо осветить еще два издания. Журнал для родителей и наставников «Воспитание» выходил ежемесячно с 1860 по 1863 год, издатель А. А. Чумиков. Курс издания – скорее проправительственный, редакция была удовлетворена реформами в области народного образования. Мы находим детальные руководства для педагогов, например, готовые методические материалы по преподаванию арифметики или устав Бунцлавской гимназии, очевидно, для образца. На страницах печатались размышления о новой программе по русскому языку и словесности. Значительное место отведено критике домашнего воспитания и шаблонного учительства, говорится о школьной дисциплине, о родительских ошибках, вредящих психике ребёнка.

«Воспитание и обучение» (1877–1917) – журнал прогрессивный, достаточно демократичный, освещавший отечественный и зарубежный опыт, историю школы и педагогической мысли, хронику образования. Здесь выделен отдел «Смесь», предлагающий небольшие нравоучительные рассказы. В них в беллетристической форме формулировались значимые педагогические постулаты: показательные примеры с детьми, избалованными или прекрасно воспитанными, словно иллюстрировали научные тезисы.

Ознакомиться с этими и другими журналами можно в часы работы библиотеки в Отделе редких книг при наличии читательского билета. Запись бесплатна, необходим паспорт; литература на дом не выдаётся – работаем в режиме читального зала.

Анастасия Русина