Экскурсии, тематические прогулки и занятия с детьми

Продолжаем знакомство с книгами по педагогике, изданными в 20–40-е годы ХХ века.

Прогулки, поездки, занятия с детьми любого возраста являются важным элементом их жизни, инструментами учебного процесса, способами познания мира.  Обязательными элементами прогулок и занятий являются: совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребёнка. Совсем неважно поразить сразу чем-нибудь ребенка, гораздо ценнее научить его деловито подходить к жизни, как к неисчерпаемому источнику человеческих знаний, как к интереснейшей и наиболее богато иллюстрированной книге.

Для вас книга «Биологические экскурсии летом» (1923 г. издания).

Бенкен А. Биологические экскурсии летом. – Петроград : Книга, 1923. – 132 с. – Инв. номер С 1162207-ДХ.

Книга состоит из экскурсионного материала и заданий, которые можно выполнить дома. Например, первая глава «Картина летнего леса» раскрывает перед нами жизнь растений во всем ее многообразии, особо выделяя систему корней растений. Целый ряд растений, выдернутых с корнем, знакомит нас с видами подземных сооружений у растений. Корневище папоротника, мочковатые корни злаков, длинный стержень молодой сосенки – все это различные системы корней, которые обеспечивают нужды разнородного населения нашей чащи.

После прогулки по лесу, в домашних условиях, можно засушить те растения, что мы собрали, составить из них альбом и подписать характерные детали каждого растения. Также можно отдельно оформить типичные формы подземных частей растений. Можно провести вот такой интересный опыт. В небольшую бутыль налить воду, вставить ветку с листьями. Налить на воду тонкий слой постного масла (чтобы вода не испарялась с поверхности), отметить наклейкой уровень воды в начале опыта. Отметить уровень воды через день-два, и таким путем установить факт испарения воды через листья.

В предыдущих заметках мы говорили о дневниках природы, это были те природные явления, за которыми можно наблюдать в домашних условиях. Сейчас мы приведем пример наблюдений за событиями в природе.

Такая запись позволяет шаг за шагом отмечать все те события в природе, которые обратили на себя внимание юного исследователя, а за целый год составится полная картина жизни природы в правильной смене событий, характеризующих определенный период времени. Эти записи не только не теряют своей ценности, если будут продолжены на второй год, а наоборот, они становятся от этого еще ценней, т.к. делается возможным отметить правильную периодичность, ежегодную повторяемость одних и тех же явлений со сравнительно слабым лишь колебанием в числах данного месяца.

В наших заметках мы рассказывали о летних экскурсиях с детьми, о том, каким навыкам можно научить деток разных возрастов во время прогулки по лесу или парку, какие игры и занятия можно провести во время таких прогулок. Наша сегодняшняя тема – осенние прогулки и игры с детьми старшего дошкольного возраста. Перед такой прогулкой очень важно поговорить с детьми, вспомнить о том, каким был лес или парк летом, какие ягоды они там видели и собирали, какие деревья видели, какого цвета были листья на деревьях и т.д. Придя в лес, педагог прежде всего обращает внимание детей на внешний вид леса:окраска, падающие листья, кустарники с яркими плодами. Затем дает детям возможность свободно побегать по шуршащим листьям, поиграть с ними. Минут 10-15 спустя, педагог собирает детей и направляет их внимание на те объекты, которые он заранее наметил, например, показав детям лист клена или дуба, предлагает найти дерево с такими же листьями.

Дошкольное воспитание : методический сборник № 3. – Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство, 1934. – 80 с. – Инв. номер 155326-ДХ.

Становится понятно, что перед таким мероприятием должна проводиться серьезная подготовительная работа. Если хочется показать детям осенний лес или парк, чтобы дети своими глазами увидели изменения природы, важно сводить их в лесопарковую зону летом, а еще интереснее – и весной, и осенью. Тогда дети смогут лично понаблюдать за изменениями природы во всей полноте, прочувствовать их сами. Родителям, педагогам важно предварительно самостоятельно найти то место (или места), куда они поведут детей, где можно и на деревья посмотреть, и на кустарники с плодами (например, бузину или шиповник). В увлекательной форме нужно поговорить с ребятами перед этим маленьким походом – о том, что они увидят, что могут собрать и принести из леса (возможно, растения для уголка природы или для создания гербария).

Как мы видим, экскурсии можно проводить как для дошкольников, так и для школьников, в том числе и старших классов. Осуществлять такие поездки возможно в любое время года, делать их ознакомительными или тематическими. Это могут быть внеклассные прогулки и выезды на природу, а могут быть тематические, в рамках конкретного школьного предмета или предметов. Перед вами пример тем таких тематических путешествий.

Внешкольные экскурсии : сборник научно-педагогических статей, при ближайшем участии членов Ленинградского экскурсионного института. – Москва : Красная новь, 1924. – 208 с. – Инв. номер 122334-ДХ.

Список литературы