«Клином красным бей белых»

С 11 января приглашаем на книжную выставку «Книга и Авангард».

Авангард как феномен проявился во всех сферах искусства в начале ХХ века. Можно назвать его основные имена и направления, но сформулировать общие черты практически невозможно. Авангардное движение не сформировало единого стиля, ни одна школа не включала само слово «авангард» в название, этим термином не пользовались художественные критики. Выставка «Книга и Авангард» – попытка посмотреть, как на книжную культуру повлиял опыт художественного авангарда ХХ века.

Молодая Страна Советов начинала жизнь с нуля: создавала свою идеологию, свой визуальный образ и жизненный уклад. Отвергая старое, необходимо было строить новое, и этим новым должно было быть все – от ложки до города. Социалистическое общество и его законы требовали проектирования и строительства современных зданий, создания интерьеров, тканей и одежды, бытовых предметов и мебели, книг и журналов, новых литературных образов и тем, которые бы соответствовали внедряемой идеологии и образу жизни людей, постепенно меняли бы самих пользователей и их привычки.

Первый раздел выставки знакомит со справочной литературой: монографическими изданиями, сборниками научных статей и научными изысканиями, изданными как приложения к факсимильным изданиям 1920–1930- х годов. Монография Д. В. Козлова «»Клином красным бей белых»: геометрическая символика в искусстве авангарда» не только актуализирует хрестоматийное произведение Лазаря Лисицкого «Клином красным бей белых», но и убедительно показывает, что круг и клин были важнейшим формальным мотивом 1920- х годов. И если «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи – своеобразная эмблема эпохи Возрождения, то для авангарда такой эмблемой стал клин, врезающийся в круг. Эмблемой он стал и для оформления нашей выставки.

Авангард в искусстве книги можно понимать как эксперимент: с концепцией, цветом, формой. Последующие разделы выставки дают возможность познакомиться с новым языком, которым авангардисты – иллюстраторы, авторы, редакторы – обращались к читателям.

В фонде отдела редких книг хранятся уникальные литографированные издания русских футуристов. На выставке можно увидеть оригинальные виды типографского набора, которые применялись для усиления смысла литературного произведения. Так, одна из страниц повести «Третья столица» Бориса Пильняка набрана в виде шляпы Наполеона, а титульный лист сборника «Явь» – конуса.

Отдельный раздел выставки посвящен авангардисткой обложке. Фотомонтаж, коллаж, разнообразные способы типографики и графического дизайна позволили художникам- оформителям и конструкторам книги решать свои художественные задачи на новом уровне. Посетители смогут познакомиться как с классиками оформительского искусства книги, так и их последователями и учениками.

На выставке представлена первая публикация Василия Кандинского на русском языке. Автобиографическое эссе представляет собой автоперевод работы «Rukblicke» («Воспоминания», или «Взгляд назад»), изданной в 1913 году в Берлине. Эта книга стала философским манифестом знаменитого авангардиста. Если в немецком издании репродукции были помещены перед текстом, а сама книга больше походила на иллюстративный альбом с комментариями, то в русском издании картины художника явились неотъемлемой частью повествования. Всего в русском издании помещено 26 репродукций картин 1902–1918 годов. В технике цветной печати представлена «Композиция 6» 1913 года, созданная по мотивам картины на стекле «Потоп», утерянной еще при жизни художника.

Один из разделов выставки знакомит с литературными произведениями, созданными до начала 1930- х годов. Считалось, что сексуальная революция является следствием социальной и приведет к раскрепощению, новым формам семьи и небывалой простоте нравов. Но тексты, представленные на выставке, демонстрируют, что «проза, поэзия и драматургия двадцатых – естественное продолжение русского Серебряного века с его пряным эротизмом и манией самоубийства, расцветающими обычно в эпоху реакции. Русская сексуальная революция была следствием отчаяния, результатом глобального разочарования в большевистском перевороте. Литература НЭПа с ее удивительным сочетанием искренности, безвкусицы и непредставимой в СССР откровенности осталась уникальным памятником этой абсурдной и экзотической эпохи» (Дмитрий Быков).

Куратор выставки – Ольга Морева

В рамках выставки в отделе редких книг также пройдет цикл лекций.
Начало лекций в 18:00, место проведения – отдел редких книг (основное здание, 1 этаж)

6 февраля
От «Товарища Терентия» до «Роста». Печать и литература на Урале в 1920- е годы.
Лектор: Юлия Подлубнова, кандидат филологических наук, зав. Музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», доцент кафедры издательского дела Уральского федерального университета, научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН.

13 февраля
Читатели 1920- х годов: кто они, что читали, как воспринимали прочитанное?
Лектор: Ольга Морева, кандидат исторических наук, заведующая Региональным центром «Книжные памятники Свердловской области» отдела редких книг СОУНБ им. В. Г. Белинского.

20 февраля
Авангард в книге
Лектор: Ирина Кудрявцева, искусствовед, заведующая отделом современного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Вход свободный
Справки по телефону: (343) 306–40–17, доб. 329 (отдел редких книг)