«Крылья Урала: к 90-летию Уральского управления гражданского воздушного флота»

Первый полет в Екатеринбурге состоялся более 100 лет назад, 27 июня 1911 года (по старому стилю). Небывалое зрелище собрало огромную толпу зрителей. В репортаже «Победа воздуха», опубликованном 29 июня 1911 года в газете «Уральская жизнь», подробно описаны и томительное ожидание затянувшегося из-за непогоды полета, и аппарат Блерио, на котором Александр Васильев покорил екатеринбургское небо, и впечатления публики. С полным текстом статьи можно познакомиться как на выставке, так и в Электронной библиотеке Белинки.Афиша

Весной 1924 года начались подготовительные работы по постройке Уктусского аэродрома, а 2 мая аэродром уже принял первые самолеты. Подробнее о первых годах Уктусского аэропорта можно прочитать в статье «Авиадороги над Уралом», опубликованной в газете «На смену!» и также представленной на выставке.

До 1934 года уральские авиапредприятия подчинялись Московскому управлению воздушных линий. Приказом начальника гражданско-воздушного флота от 22 мая 1934 года образовано Уральское территориальное управление ГВФ. Вся 90-летняя история управления и фотолетопись уральской авиации собрана в книге «Гражданская авиация Урала: дела и люди», предоставленной для экспонирования Уральским межрегиональным территориальным управлением Росавиации.

В 1939 году приказом по Главному управлению гражданского воздушного флота был организован учебно-тренировочный отряд в составе уральской авиагруппы. Посетители выставки могут почувствовать себя курсантами и познакомиться со «Сборником рекомендаций по действиям экипажа при неисправностях авиационной техники и в особых случаях полета», попробовать решить задачи из учебника «Навигационная счетная линейка НЛ-10м», предоставленных на выставку Уральским учебно-тренировочным центром гражданской авиации.

В 1943 году был образован гражданский аэропорт Кольцово. Его становление происходило в сложное для страны время, первый ангар для ремонта воздушной техники был построен только в 1949 году. Причем не все типы воздушных судов входили целиком в помещение, поэтому обслуживание хвостовой части производили на открытом воздухе. Об этом можно прочитать на стендах, предоставленных для экспонирования авиакомпанией «Уральские авиалинии». Кроме того, на выставке представлен макет перспективного развития международного аэропорта Кольцово, с моделями самолетов и аэродромной техники на перроне.

Рассматривая приборы из филиала «Аэронавигация Урала» – «глаза» и «уши» диспетчера, вы можете представить, что управляете полетами. Изучая экспонаты из музея Уральского МТУ Росавиации и Уральского учебно-тренировочного центра: авиационные наушники и шлем пилота, штурманские часы и схемы посадки в Кольцово, технические рекомендации и «наставления по производству полетов», представите себя за штурвалом самолета.

Кроме того, на выставке представлены макеты самолетов с символикой авиакомпаний Авиакон Цитотранс, АТ-Лизинг, S7, Azur air, Ural airlines, Red Wings, хранящиеся в музее Уральского МТУ Росавиации, а также радиоуправляемая модель самолета АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил первый беспосадочный полем Москва – Северный полюс – Ванкувер. Эту модель, предоставленную Федерацией авиамоделизма, сделали в клубе «Квант» (г. Серов) победители по кордовым копиям моделей самолетов А. Самойлов и Н. Поличкин.

Благодаря сохранившимся в Государственном архиве Свердловской области документам и фотографиям, мы можем увидеть схему воздушных линий Свердловской области 1985 г., а также аэропорты в Кольцово, Тавде, Карпинске, Арти, Красноуфимске, Алапаевске, Туринске, Серове, Ивделе, Верхотурье.

Изучая на выставке статьи из газет «Авиатор Урала»«На смену!» и других уральских газет, можно погрузиться в профессиональную и повседневную жизнь уральских авиаторов – узнать, куда, с какими скидками и на каких самолетах летали уральцы; познакомиться с династиями авиаторов; и даже узнать, как ловили «зайцев» на самолетах.

Погрузиться в космическую атмосферу вы сможете, рассматривая фото Екатеринбурга с международной космической станции и перчатку космонавта Сергея Прокопьева с его автографом, а также фотографируясь с ростовыми фигурами космонавтов С. Прокопьева и С. Кудь-Сверчкова, предоставленными екатеринбургским планетарием. Дополнит ощущения прикосновения к космосу предоставленный Уральским авиационным поисково-спасательным центром скафандр, тоже когда-то вернувшийся с космической орбиты, а теперь использующийся на тренировках спасателей.

Куратор выставки: Анастасия Каримова.

Фото: Анна Порошина.

Выставка работает до 18 мая в отделе краеведческой литературы (здание пристроя, 3 этаж).

Вход свободный.
Справки по телефону: (343) 304–60–14, доб. 346 (отдел краеведческой литературы).