«Малахитовая дипломатия»

Приглашаем на выставку «Малахитовая дипломатия в иллюстрациях Дарьи Елисеевой, Алексея Пичугина и Антона Мокшина».

15 января – 26 февраля
Холл 3 этажа (здание пристроя)

Выставка «Малахитовая дипломатия в иллюстрациях Дарьи Елисеевой, Алексея Пичугина и Антона Мокшина» состоит из двух частей – взаимосвязанных, но все же очень разных. Одна из них посвящена иллюстрациям к вышедшей в конце 2020 года в издательстве «Кабинетный ученый» монографии Л. А. Будриной «Малахитовая дипломатия», другая – книгам, многие из которых вдохновляли автора.

Сегодня жанр графической иллюстрации к научному труду почти исчез. Решение такой задачи требует от художника большой отстраненности, внимательного следования исходным материалам, умения их переработать.

Подготовка к публикации монографии по истории искусства поставила автора перед выбором: искать и приобретать изображения, часто очень разного качества, снятые в разных условиях, и затем пытаться обработкой и предпечатной подготовкой привести их к некоему общему облику, надеясь, что при печати сложные оттенки природного камня удастся воспроизвести без катастрофических погрешностей, либо отказаться от иллюстраций совсем. Счастливым компромиссом стало решение о подготовке графических иллюстраций, вдохновленное трудами исследователей XIX века.

Сложность работы над иллюстрациями к «Малахитовой дипломатии» заключалась еще и в том, что необходимо было создать единый ансамбль из работ разных художников. Не упрощал задачу и разнообразный исходный материал: архивные и любительские фотографии часто давали неожиданные и неакадемические ракурсы, проектная графика требовала осмысления предмета в объеме. Кроме того, от художников требовалось передать рисунок разных пород цветного камня, мозаичного набора из малахита.

Три автора блестяще справились с этой непростой работой:

Дарья Елисеева (р. 1981) – выпускница СХУ (2001) и Уральской государственной архитектурно-художественной академии (2006), в основном занимается станковой живописью, участвует в образовательных проектах Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Алексей Пичугин (р. 1982) – выпускник СХУ (2003), Уральской государственной архитектурно-художественной академии (2009). Создал большое число монументальных росписей и рельефов в России и за ее пределами, занимается станковой живописью, графикой, иллюстрацией и графическим дизайном.

Антон Мокшин (р. 1980) – окончил СХУ (2001), художник широкого диапазона, работает в разных видах изобразительного и прикладного искусства: иллюстрация, графический дизайн, монументальная и станковая живопись, графика, скульптура и декор. Преподает в разных художественных учебных учреждениях города Екатеринбурга.

Участвовавшие в подготовке книги художники – очень разные. Объединяет их общая школа: все они – выпускники Свердловского художественного училища им. И. Д. Шадра. Кажется, именно это сделало возможным столь успешное погружение в мир русского цветного камня.

Фонды библиотеки им. В. Г. Белинского богаты литературой, освещающей разные аспекты истории русского и – особенно – уральского цветного камня. По своему содержанию они могут быть разделены на труды о минералогии отдельных видов поделочного камня; об истории их добычи и использования; о развитии камнерезного дела в рамках крупных предприятий; об отдельных мастерах-камнерезах; об отдельных музейных собраниях, включающих в себя произведения резчиков. Хронология этих публикаций охватывает большую часть ХХ – начало XXI века, авторский состав чрезвычайно разнообразен: музейные специалисты и академические ученые, искусствоведы, минералоги, краеведы, публицисты.

Практически ни одно из изданий, посвященных в целом развитию художественной промышленности Урала, не обходится без упоминания истории камнерезного дела. Ей посвящены конференции и разделы выставок.

Замечательные уральские мастера-камнерезы по праву привлекают внимание исследователей. От первых записей рассказов мастеров, появившихся в конце 1930-х годов, до актуальных исследований последних десяти лет – творческие биографии резчиков раскрывают новые грани уральской истории.

Истоки интереса к покинувшим пределы России произведениям русских камнерезов кроются, с одной стороны, в истории Екатеринбургской гранильной фабрики (труды В. Б. Семенова, Н. И. Тимофеева, И. М. Шакинко, Ю. О. Коган), с другой – в альбомах и исследованиях, посвященных поиску и обработке замечательных уральских камней:  родонита, агата, малахита, яшм (книги А. И. Голомзика, В. Б. Семенова, М. Аринштейна). Сравнивая историю создания и присутствие резных предметов в отечественных, прежде всего уральских, музеях (Свердловский областной краеведческий, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Уральский геологический музей и другие, им посвящен блок публикаций-альбомов, представленный на выставке), легко заметить разницу.

Ответы на вопрос, где же остальные сокровища, созданные русскими резчиками, искали и раньше. Так, уже в монументальном двухтомном труде А. Е. Ферсмана «Очерки по истории камня» приводится ряд сведений об отправленных за рубеж предметах. О целом ряде малахитовых даров упоминает в «хронологиях», приведенных в книге «Малахит», В. Б. Семенов.
Неудивительно, что напоминающий детективные расследования поиск казавшихся утраченными сокровищ захватил и на многие годы определил вектор исследовательского интереса. От первых статей, посвященных отдельным произведениям, до подытоживающей монографии прошло почти десять лет.

Эта выставка – еще одна возможность напомнить знающим и познакомить тех, кто пока остался в стороне, с удивительным миром русского резного камня.

Куратор выставки – автор проекта «Малахитовая дипломатия» Людмила Алексеевна Будрина, доцент кафедры истории искусств и музееведения УрФУ, заместитель директора по проектам в сфере культуры «Фонда семьи Шмотьевых».

Список литературы

Видеообзор выставки

Вход свободный

Тел. для справок: (343) 304–60–14, доб. 346 (отдел краеведческой литературы)