Воспитание и здоровье ребенка

Представляем книги 1950–60-х гг. XX в. из фонда Центра депозитарного хранения документов

Ровно в двенадцать часов Александр Иванович отодвинул в сторону контокорректную книгу и приступил к завтраку. Он вынул из ящика заранее очищенную сырую репку и, чинно глядя вперёд себя, съел её. Потом он проглотил холодное яйцо всмятку. Холодные яйца всмятку – еда очень невкусная, и хороший, весёлый человек никогда их не станет есть. Но Александр Иванович не ел, а питался. Он не завтракал, а совершал физиологический процесс введения в организм должного количества жиров, углеводов и витаминов. Все геркулесовцы увенчивали свой завтрак чаем, Александр Иванович выпивал стакан кипятку вприкуску. Чай возбуждает излишнюю деятельность сердца, а Корейко дорожил своим здоровьем.

Книга Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» наполнена цитатами, вызывающими порой улыбку, порой насмешку, но, безусловно, в ней много здравого смысла, как, например, в этом фрагменте. Мы знаем о том, что важно питаться натуральными продуктами, которые принесут пользу нашему организму, важно питаться сбалансированно и не пропускать приемы пищи в течение дня, важно употреблять нужное нашему организму количество пищевых продуктов. И особенно это важно в детском возрасте.

Представляем вам книгу «Как вырастить здорового ребенка», изданную в 1959 году.

Обложка книги "Как вырастить здорового ребенка".

Как вырастить здорового ребенка. – Ленинград, 1959. – 220 с. – Инв. номер С 929042-ДХ.

В доступной форме в ней описаны важные этапы развития ребенка, от младенческого до подросткового возраста. Рассмотрены вопросы физического и психологического созревания в соответствующий период жизни, а также актуальные медицинские, социальные вопросы, как, например, закаливание, детские инфекционные болезни, правильное общение родителей и ребенка и ребенка со сверстниками. Не обходит своим вниманием автор и темы, связанные с питанием ребенка.
Рационально построенное питание ребенка обеспечит ему полноценное психическое и физическое развитие, а также высокую сопротивляемость против внешних вредных влияний, но разумеется, в сочетании с другими условиями среды, влияющими на весь статус ребенка: санитарно-гигиеническим режимом, достаточно длительным пользованием свежим воздухом в зимнее и летнее время, занятиями гимнастикой и спортом, нормальным сном и чередованием работы и отдыха.

Особенностью питания детей всех возрастов является то, что потребность в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных соединениях и воде, если вести расчет на килограмм веса, значительно выше, чем у взрослых.

Из таблиц следует, что уже в возрасте полутора-трех лет суточная потребность в белках, жирах и углеводах составляет больше половины потребности в тех же компонентах взрослого человека, в то время как средний вес трехлетнего ребенка (14 кг) составляет меньше четверти веса взрослого человека (60 кг), а двухлетнего ребенка (12 кг) – только 1/5 веса взрослого.

Мы уже упоминали о том, что для гармоничного развития ребенка необходимо и правильное питание, и прогулки на свежем воздухе, и полноценный сон, и, конечно, физические упражнения. Представляем вам брошюру «Воспитание бодрости и выносливости», изданную в 1957 году.

Обложка книги Давыдов И. Ю.  Воспитание бодрости и выносливости

Давыдов И. Ю.  Воспитание бодрости и выносливости : [брошюра] / И. Ю. Давыдов. – Москва : Профиздат, 1957. – 36 с. – Инв. номер С 815603-ДХ.

На примере пионерского лагеря автор рассказывает о закаливании детей посредством  таких процедур, как купание, обтирание, солнечные ванны, занятия спортом. Все это укрепляет детский организм!
Представляем вам сборник «Для вас, родители», изданный в 1961 году.

Обложка книги "Для вас, родители : сборник бесед".

Для вас, родители : сборник бесед. – Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 176 с. – Инв. номер 1030737-ДХ.

Сегодня мы говорим о здоровье, о питании и физических упражнениях. Важно знать, что для ребенка важно движение, он любит активность! Можно вспомнить о том, как грудные детки достаточно энергично двигают руками и ногами, лежа в кроватке. Когда ребенок начинает ходить, ему не хочется сидеть спокойно, ему интересно бегать, прыгать, резвиться и благодаря всему этому узнавать окружающий мир. Константин Дмитриевич Ушинский писал о том, что «телесная потребность движений в дитяти должна быть вполне удовлетворена. Здесь нечего, как в пищевых стремлениях, бояться избытка, если только дитя не вынуждается к движениям чем-нибудь другим, помимо потребностей тела: сама усталость кладет предел, делая неприятными и тяжелыми движения, переходящие за этот предел».

Порой останавливая ребенка в его играх, боясь, что он получит травму, или считая, что полезнее заниматься вместо того, чтобы бегать на улице, мы, сами того не подозревая, вредим ребенку. Например, ослабленное, мало тренированное тело может, словно хилое растение, легко искривиться, и отсюда могут начаться проблемы с позвоночником, вследствие чего – проблемы и с внутренними органами.

Что касается умственного и психологического развития, в середине XX века во Франции был проделан интересный эксперимент. В нескольких школах были введены ежедневные двухчасовые занятия физической культурой. За учениками было установлено тщательное наблюдение: их успеваемость и состояние здоровья систематически сравнивались с успеваемостью детей, занимавшихся физкультурой по обычной программе – два раза в неделю. И вот итоги двух лет: во всех отношениях верх взяли ученики, которые ежедневно занимались физическими упражнениями. Они лучше успевали в учебе, меньше болели, хорошо развивались физически. Наверное, не зря мудрые греческие философы говорили о важности гармонии во всех сферах жизни, а в Античной Греции в воспитании гармонично сочетались разные виды гимнастических (физических) и мусических (музыка, каллиграфия, литература, театр и т.д.) занятий. О важности того, как научить детей чисто и красиво писать, читайте нашу заметку на сайте библиотеки.

Список литературы