Приглашаем посетить Антибиблиотеку

С 14 ноября в Белинке работает выставочный проект против жестокого обращения с книгами «Антибиблиотека имени Джона Лэтема».

Выставка работает до 14 февраля на 1 этаже основного здания.

Один из ракурсов проекта – наглядное свидетельство того, во что превращаются книги, когда их не берегут, а еще хуже, уродуют сознательно. Цель здесь понятна и заключается в профилактике и предупреждении подобных эксцессов.

В другом сегменте проекта куратор хотел показать вошедшие в моду «художества», авторы которых для своих инсталляций, арт-объектов и скульптур используют настоящие книги, подвергая их самым изощренным деформациям. Книги режут, кромсают, пилят, сверлят, поливают краской, топчут, поджигают. Тем самым зритель как бы приглашается к заочной дискуссии о допустимости с моральной точки зрения уничтожения культурных ценностей ради изготовления зачастую сомнительных предметов или совершения актов так называемого современного искусства.

Название «Антибиблиотеки» отсылает к творчеству британского художника Джона Лэтема (1921–2006). Самые его известные работы были связаны как раз с повреждением и уничтожением книг.

Картина библиотечного травматизма воссоздана на основе почти ста экземпляров из двух отделов-фондодержателей. Консультантом по подбору книг выступила Ада Гайнанова, специалист Отдела фондов и обстуживания, занимающаяся восстановлением «калек» для возвращения их в строй.

В экспозиции собраны книги, получившие различного рода повреждения и пришедшие в негодность в силу разных причин. Обычно такие издания скрыты от глаз в резервациях книгохранилища, не выдаются на руки, поскольку нуждаются в ремонте, либо в перспективе подлежат списанию.

Скрытых и явных врагов у бумажной книги много. Если вынести за скобки фактор естественного старения и разрушения материальной основы книги, а также воздействие на нее плесени (грибка) или насекомых, то на первый план выходит случайная, а чаще умышленная порча книг. Бич любой библиотеки – читатели-вредители и читатели-вандалы. Это они вырывают части или целые страницы, вырезают иллюстрации или рисуют сами. Иногда их поступки необъяснимы, возможно, продиктованы хулиганскими побуждениями. Но и те, кто варварски извлекают и воруют фрагменты книги ради получения информации, никакого оправдания не заслуживают.

Востребованность издания тоже имеет свою обратную сторону. «Зачитать книгу до дыр» – не такая уж фигура речи для библиотекарей, это порой происходит в буквальном смысле.

Пройдемся по мини-разделам «Антибиблиотеки».

• «Клочки по закоулочкам» (механические повреждения бумаги). Примеры: погрызла собака,  отрезано нижнее поле, лист вклеен не той стороной, из-за неаккуратной работы переплетчиков – от излишков клея склеились страницы.
• «Рвать и резать» (вырезаны или вырваны страницы полностью).
• «Уронили книгу на пол» (повреждения при падении). Примеры: отклеилась марля и порван задний форзац, распавшаяся новая книга, которую уронили всего один раз, смятые уголки.
• «Блок пробит» (повреждения книжного блока). Примеры: листы рассыпались, разлом блока на части, искривление блока (в результате интенсивного чтения), марля истлела (предположительно изъедена клеем).
• «Обложка вдребезги» (повреждения мягкой обложки). Примеры: оторвана обложка, утрачены фрагменты, негативное действие силикатного клея на бумагу, а также суперобложки, которые нужно собирать по кусочкам.
• «С корнем вырван корешок» (повреждения корешка переплёта). Пример: лопнула и марля, и сам корешок.
• «Книжке – крышка!» (повреждения сторонок переплётной крышки).
• «Поломка» (ломкая бумага). Здесь представлены книги, напечатанные на бумаге низкого качества, которая окислилась и стала ломкой и хрупкой.  На отдельных экземплярах бумага настолько разрушена, что рассыпается при малейшем прикосновении. Случайно согнутые страницы сломались на месте сгиба. Или видна ржавчина от скобок.
• «Проклятие скотча» (последствия любительского ремонта). Экспонаты являются наглядной иллюстрацией того, что скотч не только вреден, но и бесполезен. Он не держит переплет, так как тут требуется марля. Впоследствии с бумагой, на которую наклеили скотч, могут происходить необратимые изменения, она начинает темнеть, разрушаться. Книга, «отреставрированная» клейкой лентой, со временем выглядит все более непрезентабельно.
• «Нежелательные водные процедуры» (книги залиты водой).
• «Грязь развели» (загрязнения бумаги или переплета). Причины бывают разные. Есть книги, которые много листали немытыми руками, или капнули чернилами. Происходят и несчастные случаи. Издание «Люди Сталинградского тракторного» упала в библиотечный конвейер при транспортировке и запачкалась мазутом или другим смазочным средством. А вот редкий «Гидрологический ежегодник 1941 года» был облит грязью предположительно при мытье пола.
• «На части» (вырезаны или вырваны части страниц). Удаление текста или картинок производится с помощью и ножа, и карандаша, и авторучки. А у фантастического сборника «Экспедиция на Землю» кто-то зачем-то  методично поотрывал уголки у многих страниц. Таинственный злоумышленник в альбоме «Новгородская иконопись» для неведомых целей грубо вырвал изображения икон, причем величиной с почтовую марку. Некоторые утраты, кстати, уже успели восстановить.
• «Порчу навели, и всё такое прочее». В завершающем разделе представлены нетипичные повреждения. Плотная обложка издания «Фотонаборные шрифты» долгое время использовалась в качестве коврика для резки: в таком исполосованном виде книга, бывшая в личной коллекции, поступила в библиотеку. Книга-загадка «Клиническое обследование здоровых и больных детей» содержит странную вырубку ровной круглой формы на целом ряде страниц явно «инопланетного» происхождения. А неизвестный художник на свой вкус доработал фронтиспис с Лениным на работе «О хорошем художественном вкусе».

Поэтому тут самое время вспомнить о художниках с бритвой, ножницами и зажигалкой в руке. Титулованный художник-концептуалист Джон Лэтем за свою карьеру пустил под нож условно целую районную библиотеку. Его программной работой считается Film Star (Кинозвезда), находится в музее Тейт Модерн. В 1966 году Джон Лэтем, Йоко Оно и Густав Мецгер, создатель концепции «саморазрушающегося искусства», сложили башни из книг и подожгли их рядом с Британским музеем. В ответ на вопрос о том, зачем это было нужно, Лэтем сказал: «Возможно, сгорели самые основы культуры». Это искусство художники считали средством борьбы с общественными и политическими проблемами: капитализмом, арт-дилерами, рынком. В тех же бурных 60-х  Лэтем читал лекции в Колледже искусства Святого Мартина в Лондоне Его студенты буквально прожевали страницы книги влиятельного художественного критика Клемента Гринберга «Искусство и культура». Получившуюся бумажную массу смешали с дрожжами и сахаром и поместили в стеклянные колбы. Эта популярная среди студентов книга принадлежала библиотечному фонду, и когда Лэтема попросили ее вернуть, он предоставил колбочки с «прожеванным Гринбергом». За свой художественный жест, воспринятый как порча имущества университета, Лэтем был уволен.

Впоследствии «прожеванный Гринберг» вместе с письмом об увольнении Лэтема стал частью экспозиции музея в Нью-Йорке. В 1991 году Лэтем вновь напомнил о себе, выпустив скандальную работу «Бог велик (№ 2)», концептуальное произведение искусства, включающее копии Библии, Корана и том Талмуда, разрезанные на две части и прикрепленные к листу стекла. В 2005 году галерея Тейт Британ провела большую выставку работ Лэтема. В 2017 году его произведения были представлены на главной выставке 57-й Венецианской биеннале.

Фактологический и фотографический материал выставки демонстрирует самые витиеватые артефакты резьбы по книгам, причуды концептуалистов и адептов декоративно-прикладного искусства: многоуровневые пейзажи, многофигурные композиции и даже муляжи пистолетов. Такие авторы, как Брайан Деттмер, Жаклин Раш Ли, Майкл Стилки, Су Блэквелл и подобные им, давно поставили книговредительство на поток своего арт-производства.

Уличен в страсти к деструктивным акциям в отношении к книгам и екатеринбургский мастер стрит-арта Тима Радя. Так, уличная работа в виде портрета Маяковского состояла из привинченных к стене книг поэта,  «тонированных» черной краской. Перформанс «по Бродскому» также не обошелся без жестокого обращения с томиками. Но недаром говорится, что бог все видит. Одна из акций чуть не закончилась трагически. В 2012 году на арт-резиденции «Камю» Второй Уральской биеннале сфера (4 м в диаметре), сделанная из 2000 книг, которую автор попытался установить на горе в Дегтярске по мотивам мифа о Сизифе, едва не придавила своего творца. По словам выжившего художника, эта скульптура должна была призывать людей больше читать.

Куратор Евгений Иванов. Консультант Ада Гайнанова.

Вход свободный.
Справки по телефону: (343) 304–60–20, доб. 338, 339 (отдел культурно-массовых коммуникаций)