«Фантомные боли боевого крещения». Венедикт Станцев и Иван Акулов»

24 февраля в 18:00 Сергей Ивкин и Евгений Иванов прочтут лекцию из цикла «Не только Бажов. Рассказы об уральских писателях ХХ века».

Известно, что далеко не все ветераны любили вспоминать войну. Писателям-фронтовикам, бравшимся за военную тему, фактически приходилось переживать кровавое лихолетье заново. За большую книгу про «сороковые-роковые» Иван Акулов взялся спустя 20 лет. Создавалось и печаталось «Крещение» частями в течение десяти лет с 1965-го по 1975-й. Официальное признание в виде Государственной премии РСФСР им. М. Горького пришло еще через пятилетку в 1980 году. Роман дважды переводился на иностранные языки: на чешский (1982) и почему-то даже на арабский (1984). Но громкая слава все равно обходила писателя стороной. Хотя коллеги по цеху его время от времени вспоминали и отзывались в самых превосходных эпитетах.

В стенограмме восьмого съезда писателей СССР (1986) находим, например, такую оценку: «…у нас работает в современной литературе очень совестливо, очень талантливо, целомудренно и беспощадно по отношению к показу правды жизни: и периода коллективизации, и Отечественной войны, особенно правды солдат на войне, я бы сказал, как Быков в белорусской литературе, – выдающийся русский писатель Иван Акулов. А далеко, далеко не всем это имя известно».

Ведущий или, лучше сказать, заведующий уральской литературой критик Наум Лейдерман тоже не скупился на похвалы: «Иван Акулов – единственный на Урале настоящий романист (после Мамина-Сибиряка). Он постепенно шел к своему жанру – сначала был тривиальный соцреалистический роман “В вечном долгу”, потом – мучительная работа над “Крещением”, тут просто физически ощущаешь, как от части к части растет мастерство Акулова-эпика. Роман “Касьян Остудный” не смог пробиться на страницы “Урала” (его вообще не пропустили ни в один журнал), но ведь это же замечательная вещь».

«Ничего я честнее, мужественней и талантливей не читал в нашей литературе о нашей горемычной деревне…», – признавался в письме к автору Виктор Астафьев.

Венедикта Станцева, поэта-фронтовика, хорошо знают и помнят на Урале. С 2011 года вручается Всероссийская литературная премия имени Венедикта Станцева, а в 2012 году на здании Дома писателей в Екатеринбурге была торжественно открыта мемориальная доска поэта.

11 сентября 2009 года в живом журнале Союза писателей Екатеринбурга появилась запись: «Умер Венедикт Тимофеевич Станцев – последний из писателей-фронтовиков, живших в Екатеринбурге. Таких больше нет и не будет».

Коллеги называли его «дедом», его любили, о нем осталось множество воспоминаний.

«Стихи Станцева запоминаются не столько яркими образами, сколько переосмысленными житейскими коллизиями. Такими, где обнаруживались нравственные разломы, где не очень­то срабатывали привычные истины, где оценки оставались неоднозначны. Будучи человеком безупречного мужества, Венедикт Тимофеевич рисовал войну (и себя на войне) в самом негероическом ключе – когда страшно, когда отступали, когда приходится матери, щадя её сердце, рассказывать о якобы героической гибели её сына – труса…».

Журналист Юлия Матафонова написала: «Почему Венедикт Станцев и Константин Левин остались живы? Чтобы сказать правду о войне».

В последние годы поэт редко выходил из дома, в основном коллеги приходили к нему, сидели на кухне. Выпив, вспоминал бои. Как длинными баграми оттаскивал под пулями тела павших товарищей под Севастополем. Какие звуки издаёт тело, когда в него попадает пуля. О литературе говорил только с юными  поэтами, а с коллегами – исключительно о войне. Арсен Титов вспоминает, как «дед Веня» рассказал об обычае перед боем легонько стукаться лбами, так сказать, бодаться. И на прощание «Дед» с гостями бодался. Словно продолжал традицию, провожал друзей «в бой».

Для участия необходима предварительная регистрация.

Справки по телефону: (343) 304–60–20, доб. 338 (отдел культурных программ)