Практическое школоведение

В преддверии Дня знаний предлагаем узнать из «Электронной библиотеки Белинки», как создавалась советская школа.

Какой должна стать российская школа XXI века? Об этом говорят, пишут, спорят многие – от родителей будущих первоклашек до докторов наук. Безусловно, внедрять инновационные принципы работы с поколением миллениалов – важно. Но важно учитывать и предыдущий опыт отечественного образования. О нем могут рассказать документы минувшей эпохи. «Электронная библиотека Белинки» предлагает подборку книг о том, как создавалась «лучшая в мире» советская школа.

А создавалась она в поисках нового типа личности. Самостоятельной и организованной. Из материалов «Первого Всероссийского Съезда по дошкольному воспитанию» 1921 года узнаем о «свободной педагогике» Станислава Шацкого, целью которой было направлять, организовывать процесс обучения мягко и ненавязчиво: «Дать детям возможность жить, как дети, своей жизнью, и создать им для этого подходящие условия». Опережая своё время, педагог говорит и о популярных сегодня формах обучения детей в смешанных возрастных группах, когда младшие тянутся за старшими, более успевающими. Разумеется, не все его идеи нашли поддержку: материалы Съезда живо описывают развернувшуюся дискуссию. В заключительном слове Шацкий произнесёт: «При проведении какой-либо новой идеи, нового взгляда испытываешь чувство какого-то одиночества…». Однако впоследствии у его системы окажется немало сторонников и продолжателей.

Уже в конце 1920-х годов появились пособия для учителей, созданные в духе «свободной педагогики». Ярким примером служит сборник статей, составленный коллективом биостанции юных натуралистов им. К. А. Тимирязева «Весенние и летние экскурсии в природу». В нём ставится проблема, знакомая каждому учителю: нежелание детей сидеть в душных классах в тёплое время года. Воспитанники стремятся на реку, в лес, но вынуждены находиться в школе. Авторы предлагают совместить настроение школьников и цели педагога, проводя часть уроков на свежем воздухе в формате познавательных сезонных экскурсий. В пособии приводится алгоритм похода: с чего начать подготовку, как удержать внимание ребят и какие задания им предложить.

А в 1930 году вышла книга Веселова М. О. «Организация работы в советской школе: практическое школоведение». В ней описаны и сугубо хозяйственные аспекты (нормы строительства, необходимое оборудование), и вопросы грамотной подачи материала, подготовки к урокам и отношений с учениками. Здесь вновь звучит мысль о том, что необходимо «…развить у учащихся способность работать самостоятельно. В погоне за количеством знаний учитель, особенно если у него на руках всего одна группа, нередко забывает об этой важной стороне дела, а между тем, чем больше приучены ученики действовать самостоятельно и организованно, тем ценнее результаты школы».

О том, как менялось мировоззрение самих «новых типов личности», можно узнать из сборника «Дети и Октябрьская революция: идеология советского школьника» () 1928 года. Это сборник исследовательских материалов, созданный по результатам опроса порядка полутора миллионов юных респондентов, живущих в разных городах и республиках Советского Союза. Ценный исторический документ и важное свидетельство.

Чем закончилась «педагогическая поэма» 20-х, мы теперь знаем.