С 10 января в отделе литературы на иностранных языках начинает работу выставка к четырехсотлетию Жан-
Порой судьбы людей рисуют причудливые узоры. Однажды в семье придворного обойщика родился сын, и с виду жизнь его была предопределена: вот он, наследник семейного ремесла, который возьмет в руки дело своего отца. Он получил хорошее образование и мог бы выбрать еще один путь – стать юристом, владеть уважаемой профессией, легко зарабатывать деньги. Однако и этим путем он не пошел. Мальчик с детства был влюблен в театр и наперекор всему решил стать актером.
Что такое театр 400 лет назад? Лицедеев отлучали от церкви и не хоронили на кладбище. Впрочем, даже в театре можно было выбрать направление – идти высоким путем трагедии, доступным королевским актерам, или покатиться по комедийной дорожке, играя пошлые фарсы на площадях на потеху публике.
В те времена комедия не могла касаться серьезных проблем, жизни дворянских сословий. В ней все было поверхностно, условно и вульгарно. Публику веселили грубые шутки, неприличные ситуации. Пощечины, избиение палками – вот чем смешили народ на ярмарках. Развлечение и фарс, ярмарка и балаган. Столичная публика с презрением относилась к комедии.
Вот она, трагедия человека, который родился комиком – гениальным, единственным в своем роде, неподражаемым комическим артистом, режиссером и автором – в мире, где признавали одну трагедию. Сколько лет он пытался ее играть, сколько лет пытался получить признание как трагический артист! Ему нужно было пережить разорение, долговую тюрьму, долгие годы бродяжничества по пыльным дорогам Франции со своей нищей труппой, чтобы понять свой дар. И прошли еще годы, прежде чем он научился использовать свой талант в нужном русле. Именно так выковывался жанр высокой комедии, так формировался новый театр – слезами и потом, жестоким трудом. За радостным смехом зала, за всеобщим признанием, за толпами, что шли смотреть спектакли, стояли десятки влиятельных врагов, готовых в любой момент свалить артиста с отвоеванного им места на королевской сцене. Лучшие его пьесы ставились и тут же запрещались. Путь комедианта был тернист, за смехом стояло столько боли, что в каком-
После смерти Мольера его театр был объединен с театром «Бургундский отель» и получил название «Комеди Франсез». Он продолжает работу и сегодня, во Франции его называют «Дом Мольера». Его пьесы, лучшие из которых продолжали сначала ставить, а потом запрещать, остаются актуальными по сей день. Мольер открыл комедии дорогу с площади на сцену, возможность не только веселить, но и высмеивать пороки общества. Его пьесы продолжают ставить и спустя четыре сотни лет. «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Дон Жуан», «Скупой», «Мизантроп». Он не писал пьесы тысячами, как, например, Лопе де Вега, но каждая его пьеса стала настоящей жемчужиной комедийного искусства. Именно Мольер стал вдохновением для новых поколений комедиографов.
Порой случается, что человек, который, казалось бы, родился не в свое время и не на своем месте, восстает против судьбы и всю жизнь, идя против течения, создает что-
Куратор – Олеся Бадло.
Книжная экспозиция будет работать до 31 марта в отделе литературы на иностранных языках (здание пристроя, 4 этаж).
Вход свободный. Зона «COVID-
Справки по телефону: (343) 304–60–14, доб. 349 (отдел литературы на иностранных языках)