Журнальная выставка «“Семнадцать мгновений весны” этой осенью. К 50-летию премьеры фильма»

С 23 октября работает журнальная выставка, посвященная 50-летию премьеры многосерийного фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

Афиша

11 августа 1973 года по телевидению начался показ сериала «Семнадцать мгновений весны».

«То ли психологический детектив, то ли политический детектив, или вообще не детектив. Скорее это рассказ о времени, который сделан серьезно и глубоко»
(Из обсуждения фильма на худсовете. Цит. по: Ловелл С. «Семнадцать мгновений весны» и семидесятые // Новое литературное обозрение – 2013. – № 5. – С. 70–88.)

За 50 лет, прошедших с премьеры фильма, о нем были даны сотни интервью и написаны тысячи статей. Прошло несколько «эпох» в истории нашего государства, а интерес к сериалу не ослабевает. Появляются новые публикации, открываются неожиданные ракурсы, обнаруживаются непредсказуемые подтексты.

Общеизвестно, что Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой, но не все знают, что первоначально фильм о советском разведчике задумывался двухсерийным. Увлеченность режиссера позволила создать синтетическое произведение с острым сюжетом и документальными кадрами,  вложить «весь гражданский, режиссерский и человеческий опыт в эпический, развернутый в пространстве экранный роман». Слова режиссера актуальны и сегодня: «Войну, которую пережила наша страна, забыть не суждено ни людям старшего поколения, ни нам, идущим вслед за ними. А наши дети, наша молодежь знают о ней лишь по рассказам, книгам и фильмам. И когда я прочитала роман Семенова, мне подумалось: вот книга, которая дает возможность в остросюжетной ленте рассказать молодежи (ей прежде всего), что такое фашизм».

Проект был необычайно масштабен: съемки проходили, кроме СССР, в нескольких странах. Известно, что швейцарскую границу снимали в Грузии, зоологический музей – в Ленинграде, а профессор Плейшнер за несколько экранных минут преодолевает расстояние от Мейсена (Германия) через тбилисский зоопарк до Риги.

«Запоминается последняя фраза». И она запомнилась, как запомнились и многие другие фразы из фильма, вошли в нашу жизнь, в культурный код. На фильме выросло несколько поколений зрителей, которые готовы снова и снова его пересматривать. В чем же загадка?  Найти ответ помогают материалы выставки, включающей разделы «Долгая жизнь сериала», «Создатели», «Актеры и образы» и «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться…».

Представлены публикации из журналов «Родина», «Историк», «Свой», «Обсерватория культуры» и др.

Куратор – Александра Владимировна Елисеева.

Список литературы

Выставка работает до 2 декабря в отделе периодики (здание пристроя, 2 этаж).

Вход свободный.
Справки по телефону: (343) 304–60–14, доб. 347 (отдел периодики)