«Анархо-мистик Александр Владимирович Уиттенховен: похождения бельгийца в стране лесов и снега»

С 26 октября приглашаем к просмотру очередной видеолекции из цикла «Репрессированные этнографы». Поговорим об анархо-мистике, поэте, прозаике и художнике-графике, Александре Владимировиче Уиттенховене.

Лектор – руководитель Комиссии по этнографии и исторической географии Свердловского отделения Русского географического общества и профессиональный путешественник, Алексей Викторович Слепухин.

Свою книгу о жизни во время трёхлетней ссылки и исправительно-трудовых лагерей Александр Владимирович назвал очень образно, но ярко. А именно – «Похождения одного бельгийца в стране лесов и снега» или «Волшебный роман или Описание совершенно неинтересной жизни одного бельгийца в России, ныне называемой Союзом Советских Социалистических лагерей».

Александр Владимирович Уиттенховен действительно имел бельгийское происхождение. О его отце известно совсем немногое. Даже в анкетах Александр Владимирович упоминал лишь одно, что отец был бельгийцем и состоял на русской службе. Считается, что мальчик оказался «внебрачным ребенком», был «усыновлен» своей матерью, «домашней учительницей, девицей Антониной Карловной Уйттенховен» в 1905 году, получив в наследство ее фамилию…

Родился Александр 4 декабря 1897 года. В 1915 году окончил Первое московское реальное училище. Таинственность происхождения Александра Владимировича Уиттенховена – не единственная загадка в его жизни.

В немногих источниках он представитель странного течения – «анархо-мистик», индолог, «рыцарь» одного из «орденов». Странное сочетание средневековой истории в сочетании с мистикой, да ещё вкупе с увлечением индологией.

Александр Владимирович пришёл к этому течению, пройдя службу в Рабоче-крестьянской красной армии, где дошёл до чина помощника начальника разведотдела оперативного управления полевого штаба Реввоенсовета Советской республики. Почти год служил секретарём военного атташе республики в Риге. Но творческая натура перетянула: оставив службу, в 1922–24 годах в Москве он учится на курсах Высших художественно-технических мастерских (знаменитый ВХУТЕМАС). Рисование, графика, портреты – всё это прельщало молодого человека. В этой творческой московской среде он быстро находит себе друзей из «мистического круга». Так он знакомится с анархо-мистиками (себя они порой называют тамплиерами, наследниками знаменитого рыцарского «Ордена Храма»). С удовольствием делится идеями графического воплощения иллюзий новых знакомых. Именно такого нового «брата» и не хватало в сообществе. Помимо всей средневековой европейской мистики он с большим интересом начинает изучать и санскрит, занимаясь переводами с немецкого издания «Махабхараты».

Вся эта таинственность, скрытность, средневековая готичность в сочетании с анархизмом не могла быть не замечена советской властью.

Многие члены этой «контрреволюционной организации» выложили всю подноготную на допросах. Ну, а некоторые молчали и товарищей не выдавали. Дело получилось громкое, резонансное.

Александру Владимировичу «за участие в контрреволюционной деятельности и ведении антисоветской пропаганды» дали три года лагерей. Правда, ему пришлось сидеть весь срок в Новодвинской крепости, настоящей тюрьме.

Затем поворот судьбы. Он пишет по своим впечатлениям и рассказам других удивительную книгу. Именно благодаря ей Уиттенховен в 1935-м получит второй срок. И снова три года лагерей. Только теперь география другая – СибЛаг.

В сороковых годах ему повезло – работал конструктором-чертёжником. А вот в 50-х годах Александр Владимирович вернулся в Архангельск, в места первого своего заключения. Работал воспитателем в колонии для малолетних. Умер почти забытым в доме инвалидов там же, под Архангельском.

Как удивительно может поступить с талантливым человеком судьба…

Лекционный проект профессионального путешественника Алексея Слепухина «Репрессированные этнографы» приурочен ко Дню памяти жертв политических репрессий.

Список литературы

Справки по телефону: (343) 304–60–20, доб. 348 (Центр депозитарного хранения документов).