Летние экспедиции и занятия с детьми

Многие из нас, отправляясь в длительную прогулку или небольшое путешествие, задавались не только бытовыми вопросами, как, например, сделать поездку удобной и комфортной, какие вещи с собой необходимо взять, но и вопросом, как сделать путешествие ярким и запоминающимся.

Интересные советы мы можем найти в книге 1962 года издания «Организация тематических путешествий школьников».

Годер Г. И. Организация тематических путешествий школьников : из опыта работы. – Москва : Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1962. – 16 с. – Инв. Номер С 1078843-ДХ.

Обложка книги Годер Г. И. Организация тематических путешествий школьников

Автор книги приводит описание разных экспедиций школьников, к примеру, рассказывает об экспедиции семиклассников по местам тургеневских «Записок охотника». От Литературного музея мы получили задание, носившее учебный характер. Оно было связано с четырьмя очерками из «Записок охотника» («Певцы», «Бежин луг», «Льгов», «Хорь и Калиныч») и сводилось к тому, что школьники должны были сравнить тургеневские пейзажи и характеристики деревень с современным обликом этих мест, сделать рисунки и фотографии, собрать устные предания о писателе и его героях. О том, что такое задание возможно и выполнимо, свидетельствовали слова самого Тургенева, недвусмысленно определявшего свой творческий метод. Писатель утверждал, что в его произведениях нет выдумки: и фабулу, и действующих лиц он всегда брал из жизни.

Автор достаточно подробно описывает организацию, ход путешествия, распределение обязанностей. Одна группа школьников опрашивала взрослое население деревни, записывая воспоминания о жизни писателя, о событиях, происходивших в этих местах и используемых И. С. Тургеневым, о людях, с которых, возможно, Иван Сергеевич «списывал» героев своих произведений. Участники другой группы рисовали и фотографировали местные пейзажи, сохранившиеся старые строения, снимали план местности. Мы остановились в селе Тургеневе. Вечером вслух перечитали рассказ «Певцы», ибо предполагали на следующий день без вещей отправиться в Колотовку, расположенную в трех километрах от Тургенева.

За два дня работы в Колотовке ребята узнали от жителей, что некогда деревня располагалась несколько в стороне от того места, где она сейчас находится, на склонах холма. Холм, о котором идет речь, разрезан пополам большим оврагом – возможно, именно этот овраг описан Тургеневым.

Подобные тематические экспедиции и образовательные путешествия могут нести значительную познавательную и образовательную пользу. В игровом и при этом исследовательском направлении учебный материал усваивается лучше и с большим интересом. Следует добавить, что во время таких поездок, как правило, школьники начинают лучше узнавать, понимать друг друга и взаимодействовать.

В чем-то похожий опыт проведения школьных поездок мы находим и у английских педагогов. В 20-30-е годы XX века в СССР издавались переведенные книги по самым разным отраслям, в т.ч. и по педагогике. Пример занятия с детьми во время каникул в деревне из книги 1920 года «Летняя работа с детьми в Англии».

Ландсберг Р. Летняя работа с детьми в Англии : детские площадки, каникулярные школы, школы под открытым небом, сады для детей бедноты, колонии и полуколонии, экскурсии. – Москва, 1920. – 72 с. – Инв. номер 151096-ДХ.
Обложка книги Ландсберг Р. Летняя работа с детьми в Англии

Деревенская неделя школы включает в свою программу рисование в самых широких размерах. Рисование в английских школах давно перестало быть изолированным предметом. «Когда ребенок не находит слов для выражения своей мысли, – хорошо, если он инстинктивно берется за карандаш или краски». Во время школьных путешествий это единение рисования с жизнью ярче, красочнее. Кроме того, тут развивается другое начало. Детям постоянно приходится выбирать сюжет для своих набросков почти из безграничного числа возможностей. С другой стороны естественное ограничение времени требует быстрой работы и само по себе заставляет набрасывать наиболее характерное, различать существенное от второстепенного.

Автор приводит пример не только свободного рисования во время путешествий, летнего отдыха, но и возможность использования навыков рисования в учебных целях – иллюстрирование уроков ботаники и геологии, подготовку набросков различных деревьев, растений, холмов, прудов, цветов.

Мы встречаем ту же практику – сочетание исследовательской, творческой составляющей с учебным процессом и возможностью познания и открытия окружающего мира.

Предлагаем вашему вниманию список книг из фонда Центра депозитарного хранения документов библиотеки им. В. Г. Белинского «Летние экспедиции и занятия с детьми». Из них вы узнаете не только, как организовать повседневные «биологические» прогулки с детьми, но и как устроить детскую туристическую поездку по Горному Алтаю.