«Луна и грош»

С 22 января отдел литературы на иностранных языках приглашает познакомиться с книжной выставкой «Луна и грош» к 150-летию английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма.

25 января исполняется 150 лет со дня рождения известного английского писателя Уильяма Сомерсета Моэма. Его творчеству посвящена новая экспозиция в отделе литературы на иностранных языках.

Литературная судьба Сомерсета Моэма сложилась парадоксально. Он был плодовит и очень популярен, выпустил два десятка романов, множество рассказов и пьес, тем не менее место его в литературе так толком и не определилось. Критика середины двадцатого века относила его к беллетристике, писатель и сам относился к себе с известной иронией. Свою роль сыграл простой лаконичный стиль без излишних красивостей, зато очень ироничный и точный, а порой резкий и полный скепсиса. Моэм отвечал критикам взаимностью, относясь к ним с нескрываемым пренебрежением.

«Критики способны заставить мир обратить внимание на очень посредственного писателя; мир может сходить с ума по писателю вовсе недостойному: но в обоих случаях это не может продолжаться долго», – пишет он в романе «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу».

В одной из рецензий на «Бремя страстей человеческих» героя романа описали словами: «так занят тоской по луне, что никогда не видел шестипенсовика у своих ног». Есть мнение, что название романа «Луна и грош» («Луна и шестипенсовик») родилось именно из этих строк. Прототип главного героя Стрикленда, Поль Гоген, описывался его биографом как человек, который всегда хотел чего-то другого.

В итоге для Моэма этот роман стал возможностью показать свое собственное отношение к искусству, определить свое место в нем. В романе мы видим искусство литературных гостиных, где все подчинено традиции и правилам хорошего тона. Среди героинь салонов есть, кстати говоря, вполне реальные знакомые писателя. Например, Роза Утерфорд – «мужской ум соединялся в ней с женским своенравием, а романы, выходившие из-под ее пера, смущали читателя своей оригинальностью», – прототип этой героини Вайолет Хант, писательница-феминистка начала 20 века.

Мы видим «искусство» для толпы в лице Дирка Струве, китч начала двадцатого века, дурные картинки с банальными сюжетами, которые хороши для толпы, не обладающей художественным вкусом. Герой способен видеть красоту, но не способен сам ее творить.

Однако есть искусство подлинное, чудовищное в своей гениальности, подчиняющее художника служению ему одному. Именно такое искусство творит герой романа. «Красота – это то удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания. И когда она уже создана, не всякому дано ее узнать». Тем не менее служение одной лишь красоте заводит героя в тупик. Он творил для человечества, но знать не желал об этом и уничтожил главный свой шедевр.

Кто же сам Моэм? Завсегдатай литературных гостиных, презирающий пошлость, уважающий красоту, он одинаково осуждает и Струве, и Стрикленда. Ни с теми, и не с другими… Возможно, потому и сегодня его место в литературе остается неопределенным. В конце двадцатого века в Британии его творчество вновь вышло из моды, а пьесы признаны безнадежно устаревшими… Однако темы, которые он поднимает в своих романах, не устаревают, у него по-прежнему есть свой круг читателей. В конце концов, писатель сам говорил: «Не исключено, что потомки отправят в макулатуру все наши нынешние бестселлеры, но выбирать им придется все-таки из них».

Куратор выставки – Олеся Бадло.

Список литературы

Вход свободный
Справки по телефону: (343)304–60–14, доб. 349 (отдел литературы на иностранных языках)