13 апреля – 16 мая
Отдел редких книг (основное здание, 1 этаж)
«Свежим ветром снова сердце пьяно,
Тайный голос шепчет: “Все покинь!”
Перед дверью над кустом бурьяна
Небосклон безоблачен и синь,
В каждой луже запах океана,
В каждом камне веянье пустынь» (Н. С. Гумилёв)
Николай Степанович Гумилёв – «поэт, путешественник и воин», от самых ранних до последних произведений мотив странствий в его творчестве получает свое развитие – от географического путешествия, интереса к дальним странам и экзотическим вещам, до духовного путешествия – изменения личности лирического героя – и странствия во времени.
Это направление творческого поиска Н. Гумилёва развивается в духе эпохи, когда сама идея странствий приобретает особое звучание. Перемещение в пространстве оказывается в культурном контексте «серебряного века» созвучно процессам, происходившим внутри человека.
В стихотворениях и поэмах Гумилёва разных лет представлены практически все типы «добровольного» путешествия: путешествие-
Не само экзотическое путешествие и описание причудливых местностей, с характерной для них растительностью и животным миром, являются целью его творчества. Лирический герой, как и сам автор, стремится к духовному поиску. Для произведений Николая Степановича характерно художественное, религиозное и культурно-
Многообразие флоры и фауны, характерное для стихотворений Н.С. Гумилёва, является, однако, доказательством чудес и тайн земли. Животные в стихах Гумилёва являются одним из таких элементов, составной частью, без которой невозможно целостное восприятие разнообразия африканской культуры, ее фольклора, архаичного по своей природе.
«Первозданность» африканских ландшафтов сближает ее с раем. Но эта подлинная, девственная природа искажена первородным грехом. Поэтому Гумилёв рисует не только прекрасную в своей первозданности, но и страшную, ужасающую Африку.
И. Видугирите: «Африканские стихи Гумилёва сделали его поэтом: он нашел оригинальную тему и занял с ней свое место в поэзии». Начало было положено еще в сборнике «Романтические цветы»: «Гиена», «Ягуар», «Невеста льва», «Жираф», «Озеро Чад». Далее африканская тема как бы затухает, это продолжается до поэмы «Мик», которая имеет подзаголовок «Африканская поэма», а венцом размышлений поэта становится сборник «Шатер», изданный в Севастополе в 1921 г. (последний прижизненный сборник).
Если связать воедино все географические пространства, упоминаемые Гумилёвым в его стихах, получится маршрут обширного путешествия. Но далеко не все из этих мест он посещал в действительности.
А в списке локаций, упоминаемых Гумилёвым, будет не только Африка, это и «Итальянский цикл», и Кавказ («Вам, кавказские ущелья…»), и Франция (1907 и 1918 гг.), и Китай («Путешествие в Китай»), и стихотворения, посвященные скандинавским странам («Швеция», «Норвежские горы», «Стокгольм»), и еще множество мест, которые лирический герой посещает по воле поэта.
Выставка будет интересна литературоведам, культурологам, философам, а также широкому кругу любителей поэзии, словом, всем, кто желает «проникнуть в лабораторию гумилёвского “волнующего и странного” мира».
Куратор – Анастасия Нефагина.
Вход свободный.
Справки по телефону: (343) 304–60–17, доб. 329 (отдел редких книг)