«Правдивые рисунки сороковых». Выставка графики военной поры

С 16 мая в библиотеке им. В. Г. Белинского работает выставка графики военного времени, приуроченная к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В честь 80-летия Великой Победы с 16 мая Белинка представляет выставку графики военного времени из фонда Центра депозитарного хранения.

25 графических работ выдающихся советских художников Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Ореста Верейского и других известных книжных и журнальных иллюстраторов имеют не только художественную, но и несомненную документальную  ценность, порой превосходящую по силе воздействия фото- и кинохронику тех грозовых лет. Большая их часть сделана в самый разгар «сороковых-роковых» и фиксирует так называемую окопную правду (а параллельно и тыловую), почти буквально реализуя в незабываемых образах знаменитые строки поэта Михаила Кульчицкого:

Война — совсем не фейерверк,
А просто — трудная работа,
Когда, черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота…

Иногда это просто карандашные наброски, эскизы родом из фронтовых блокнотов, полевая летопись боевых будней, увиденных собственными глазами, которая передает самую суть смертельного противостояния, бескрайнего всеобщего горя. В этих графических листах возникает удивительный эффект присутствия, словно ты внезапно оказываешься в том 42-м или в 43-м.

Здесь нет ни одного парадного или плакатного рисунка. Представленная графика военной поры опрокидывает все рассуждения о лакировочной и будто бы исключительно пафосной природе соцреализма. Вся подборка, взятая из листового альбома «Русская графика 1941–1960. Рисунок. Эстамп. Книга» (1979) издательства «Искусство», предельно честна перед собой и перед зрителями.

В ней даже можно обнаружить явные христианские мотивы, как в черно-белой «похоронке» Сергея Герасимова «Молебен на кладбище». Из серии «Воспоминания о Можайске» 1942 года. Лики новомучеников считываются в пронзительных работах Дементия Шмаринова «Расстрел» и «Мать» – обе из серии «Не забудем, не простим!» или в вынесенной на афишу «В очаге поражения» блокадного художника Алексея Пахомова (у всех датировка тоже 1942-й).

Иную человечную, чуть-чуть тёркинскую интонацию находит график и карикатурист Леонид Сойфертис, казалось бы, в тяжелейших обстоятельствах. На картинке «Некогда» мальчишки щетками до блеска драят обувь матросу, идущему осенью 1941-го защищать Севастополь, может быть, в последний бой. В другой аналогичной серии только под названием «Оборона Кавказа» опять-таки моряк прямо в воронке от взрыва на фоне руины, не выпуская из рук оружия, снимается на карточку для очень важного в ту пору для любого бойца события – «Фотография для партдокумента».

Ученик Петрова-Водкина художник Василий Власов в годы Великой Отечественной войны работал в издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, создал цикл фронтовых зарисовок (1942–1944). Его портрет безымянного партизанского доктора излучает такую же непоколебимую уверенность в грядущей победе, как и портрет Кутузова, исполненный мэтром русской графики Владимиром Фаворским в 1945-м.
Две работы Александра Дейнеки как бы закольцовывают военную художественную летопись столичными городскими пейзажами, только в одном физически ощущается скрытая тревога – «Вечер. Патриаршие пруды. 1941» из серии «Москва военная», а в другом «В день подписания декларации. Берлин» будто в воздухе разлито ликование «Всё, Победа!».

Куратор выставки – Евгений Иванов.

Список иллюстраций

Выставка работает до 2 августа в холле 2-го этажа здания пристроя.