«Русский чиклит: матери-основательницы и художественные особенности жанра»

На YouTube-канале библиотеки доступна новая лекция филолога Елены Голуб, посвященная жанру «чиклит» и продолжающая авторский цикл  «В лабиринте зеркальных страниц…»

Задумывавшийся изначально как литературная шутка, жанр «чиклит» снискал дикую популярность на Западе, став одной из важных составляющих в жизни всякой уважающей себя и читающей девушки. Такие американские писательницы, как Софи Кинселла, Лорел Вайсбергер, а также англичанка Хелен Филдинг, создали, по сути, абсолютно новый жанр в литературе, сдвинув планку «классического женского любовного романа» на несколько уровней вверх.

Успех серии про «Шопоголика» или хитов вроде «Дьявол носит Прада» во многом оказался обусловлен подспудной потребностью современных городских девушек в переменах, затрагивающих гораздо более широкий спектр проблем, нежели только стремление найти «того самого», «единственного» и состояться исключительно в качестве ослепительной невесты в снежно-белом платье. Романы «матерей-основательниц» американского чиклита учат молодых девушек добиваться успеха в жизни исключительно своими силами, полагаясь на собственный талант и пробивную решимость. Мужчина в их жизни – событие рядовое, лишенное той уникальности, какую его появление представляет собой в классическом любовном романе.

Почувствовав в уютной жанровой нише настоящее «золотое дно», книгоиздатели по всему миру начали активно развивать литературу для молодых, уверенных в себе интеллектуалок, привлекая к производству чиклита все новых и новых «звезд большого пера». Не миновало это явление и русское книгоиздание, а потому в середине двухтысячных годов на книжную сцену выходят новые женские имена – писательницы, которым также есть что предложить новой «прекрасной половине» российских читателей в настолько, казалось бы, прозападном жанре, как чиклит.

Однако итог эксперимента оказался не столь однозначным: попытавшись примерить на российские реалии рамки свободолюбивого американского жанра, многие авторы столкнулись с тем, что рамки эти узковаты, а «суровая русская женщина» вряд ли способна вписаться в мир искрящихся иностранных авантюристок. Авантюристок, которые зарабатывают и тратят большие деньги столь же легко, сколь просто они выбирают утром новую пару туфель из своего гардероба. Арина Холина, Елена Колина, Маша Царёва – все эти писательницы были в числе первых, кто не побоялся попробовать «приручить» непокорный западный жанр. Получилось ли у них это, и если да – то насколько?

Об этом мы и поговорим в новом выпуске литературно-познавательного цикла «В лабиринте зеркальных страниц: мировая художественная литературы в контексте современных культурных веяний» вместе с Еленой Голуб, филологом, библиотекарем отдела фондов и обслуживания.

Справки по телефону: (343) 371–32–55; (343) 304–60–17, доб. 331 (отдел фондов и обслуживания)