На YouTube-
В конце XIX – начале XX века в России возникает серьезный интерес к Тибету, тибетской культуре и тибетской медицине. Многие исследователи грезят им: хотят познать и понять магию «королевства в небесах» («заколдованного королевства», «тибетской империи», «загадочного Тибета»). Все больше путешественников, ученых, искателей приключений устремляют свои взоры в поднебесье. Тибет их манит, притягивает к себе, не отпускает.
Попасть туда непросто – путь сложен, недоступен. Тяжелая дорога, суровая природа, длинный и небезопасный путь, пограничные досмотры, запреты на посещение иностранцами – все это не может остановить жаждущих познания тайн Тибета.
К тому же ситуацию усугубляет соперничество в начале ХХ века между Великобританией и Россией. Английские экспедиции приводили к захвату и протекторату над Тибетом. Англичан беспокоили пророссийские настроения буддийского ламы, политического и общественного деятеля Тибета Агвана Доржиева. Но в конце концов в дело вмешивается Китай, что приводит к прямым вмешательствам китайского правительства в дела Тибета. Свое королевство будет вынужден покинуть Далай-
Однако настроения исследователей от этого вовсе не изменились. Тибет продолжает манить. Исследователи изучали не отдельные области культуры, а, наоборот, считали, что нужны полноценные разносторонние взгляды.
В России (а затем в СССР) Школа тибетологии развивается скачками – это обусловлено политическими встрясками и надвигающейся революцией. Но уже в 20-
Одним из «птенцов» ленинградской школы тибетологии становится Борис Владимирович Семичов. Этот ученый знал десяток языков, свободно занимался переводами и исследованиями древнеиндийских источников (санскрит, урду, пали). Дважды был арестован, дважды отбывал срок. Но судьба смилуется над ним – он выживет. А со временем станет одним из ведущих специалистов по буддологии и тибетологии.
О судьбе, исследованиях и научных трудах Бориса Семичова в формате видеолекции расскажет Алексей Слепухин, профессиональный путешественник, руководитель Комиссии по этнографии и исторической географии Свердловского отделения Русского географического общества.
Лекция посвящена Дню памяти жертв политических репрессий (30 октября)
Сочинения:
Г. Цыбиков – исследователь Тибета. – Улан-
Заметки о тибетских лекарственных продуктах // Доклады Академии наук СССР. – Серия В. – 1930. – С. 228–232.
К вопросу о значении термина «индрия» // Буддизм и средневековая культура народовЦентральной Азии. – Отв. ред. К.М. Герасимова. Новосибирск: Наука, 1980. – С. 33–39.
Краткий тибетско-
Материя в палийской философской литературе // Известия Академии наук СССР. – 1930. – № 5. – С. 319–345.
Новая тибетская литература: библиографические заметки // Записки Бурят-
О неологизмах в тибетском языке // Записки Бурят-
О тибетско-
О числе элементов по различным палийским и тибетским философским текстам // Труды БурКНИИ СО АН СССР. – Серия востока. – 1960. – Вып. 3. – С. 58–68.
Происхождение и сущность буддизма-
Словарь тибетско-
Тибетская медицина в Бурят-
Элемент сознания: (по палийским первоисточникам) // Труды Бурятского института общественных наук. – Серия востока. – Вып. 1. Материалы по истории и филологии Центральной Азии. – С. 22–33.
Справки по телефону: (343) 304–60–14, доб. 348 (Центр депозитарного хранения документов)