С 15 марта книжная экспозиция «Жизнь ни во что», название которой подсказала уральская повесть писателя, представит прижизненные издания, удивительные факты биографии, и разнообразное творческое наследие.
Юбилейная выставка познакомит читателей, которые захотят больше узнать о Гайдаре и о том, как отозвалось его слово в культуре, – с библиографическими редкостями, с ранними произведениями, журналистскими работами молодого автора, начинавшего свой литературный путь именно на Урале. Книг на выставке – 37, ровно столько лет было отмерено Гайдару на этой земле.
В фондах Белинки есть, например, букинистический раритет – вторая по счету книга писателя-
В широкий охват познавательного проекта попали зарубежные переводы, нотные клавиры симфонических сочинений на основе гайдаровских сюжетов, жизнеописания и исследования биографического характера (особый краеведческий интерес представляет работа С. Гинца и Б. Назаровского «Аркадий Гайдар на Урале»).
Также будет небезынтересно сравнить массовые советские издания в художественном оформлении, насквозь проникнутом революционным пафосом, с современными обложками, которые часто зависят от вкусов маркетологов. А Гайдар остался в золотой классике детской литературы, несмотря на все яростные шельмования после перестройки со стороны псевдоисториков, которые хотели сбросить писателя с пьедестала героя Гражданской войны и представить извергом земли русской. Вот говорящий пример: только повесть «Тимур и его команда» в 2020 году выдержала 8 (!) различных переизданий.
Подзаголовок выставки «Проклятый писатель» с уральской закалкой» выбран не случайно. Именно на Урале, в Перми и в Екатеринбурге, состоялось становление Аркадия Петровича как литератора. Чудесное превращение уволенного из армии красного командира сначала в блестящего журналиста, а он работал в редакциях ведущих городских газет «Звезды» и «Уральского рабочего», и подписывал публикации без имени, просто и кратко – «Гайдар», а затем в крепкого беллетриста, который мгновенно завоевал читательскую любовь. С той же невероятной быстротой он вышел потом в разряд первых и самых популярных писателей страны Советов. Здесь он испытал творческий подъем, работая необыкновенно плодотворно. Из-
Именно на эту публикацию откликнулся Павел Бажов, а он в ту пору тоже пока еще журналист и не более: «В таких условиях было заметным литературным явлением, когда на страницах «Уральского рабочего» стала печататься с продолжением повесть Аркадия Гайдара, который тогда работал в газете… Может быть, в ней было немало недостатков… но помню, какое огромное впечатление произвела эта повесть на читателей. Видимо, люди сразу почувствовали, что пришел новый человек, раскрывший тему революционной романтики увлекательно и просто».
Имя Гайдара с Уралом связывает цепочка невидимых, порой довольно причудливых связей, перекличек, реминисценций. Вот навскидку.
Бажов и Гайдар, познакомившиеся тогда же в Свердловске в 1927-
Первый исполнитель роли Тимура в кино Ливий Щипачев был сыном поэта-
Единственная в своем роде опера-
«Фейк века» о двух тысячах (2000) единовременно уничтоженных через казнь лютую белогвардейцах недрогнувшей рукой будущего автора «Судьбы барабанщика», увы, широко распространилась с подачи екатеринбургской молодежной газеты.
Дом Гайдара в Екатеринбурге оказался аккурат под окнами пресловутого Ельцин-
Ну и не будем забывать, что Свердловское (затем Средне-
Очень неординарное живописное полотно «А.П. Гайдар» создал известный екатеринбургский художник-
Приложение
Занимательные факты об Аркадии Гайдаре
и послитературная история его книг
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ. Аркадий Петрович Голиков-
Созвучно всё и по линии трагической нумерологии «проклятых поэтов»: если великий поэт входит в неформальный «Клуб 27», то Гайдар попал в еще более солидную компанию ушедших в 37 лет, наряду с Пушкиным, Белинским, Хлебниковым, Маяковским, Хармсом, Шпаликовым и др.
Потомки Гайдара плодотворно продолжили семейную традицию по развитию литературной генеалогии. Сын Тимур породнился с уральским сказочником Павлом Петровичем Бажовым, женившись на его дочери Ариадне. Внук Егор стал зятем известного писателя-
ОПЕРЫ, КАНТАТЫ, СИМФОНИИ. Герои книг Гайдара и он сам, как персонаж и олицетворение воинской доблести, неоднократно воплощались в музыкальных произведениях. Широко известными стали песни дуэта Пахмутова-
Лихие тачанки гражданской войны
Врываются вихрем в мальчишечьи сны.
Стучат пулеметы в степной тишине,
И мчится Гайдар на горячем коне!
Припев:
— Гайдару салют! —
Это трубы трубят!
— Гайдару салют! —
Это клятва ребят.
Улыбка Гайдара
Светла, молода.
Для нас комиссаром
Он будет всегда.
Над травами коршун замри, не кружись!
Не верим, что пулей оборвана жизнь!
Гайдар к нам прискачет сквозь ветер и ночь,
В беде не оставит, сумеет помочь.
Пусть песня пробита осколком свинца —
Мы песню Гайдара споем до конца.
Звенеть ей над полем, над чистой водой,
Под знаменем вечным, под красной звездой!
Их с удовольствием и пионерским задором исполняли детские хоры, пели на смотрах строя и песни, разучивали на уроках музыки в школе.
Но сочинялись и большие, серьезные, даже симфонические вещи.
Чаще всего авторов вдохновляла «Военная тайна».
Уральский композитор Клара Кацман оставила нам музыкальный монумент в редком жанре: это опера-
Под тем же названием создана и «Кантата для детского хора, хора басов, солистов и симфонического оркестра» питерским композитором Станиславом Важовым (опубликована в 1986-
Первая симфония Татьяны Чудовой (опус 1982 года) имеет заглавие «Тимур и его команда». Она без слов, но в 4-
ТИМУР И ТРУП ПОД ПАРТОЙ. «Тимур и его команда» имеет несколько переложений на иностранные языки. Даже на такой экзотический – как иврит (осуществлен Д. Каролем в 1970 году). Последний по времени был сделан относительно недавно – в 2016-
Вообще для русского уха некоторые адаптации названия звучат непривычно или даже вызывающе. В коллекции отдела литературы на иностранных языках Свердловской областной библиотеки им. Белинского хранится, к примеру, издание на чешском языке «Timur a jeho parta» (1963), или того краше – перевод на немецкий «Timur und sein Trupp» (Берлин-
Дважды повесть Гайдара выходила по-
«СКАЗАЛ БЫ АВТОР КНИЖКИ…» Лично самому Гайдару посвящено немало героико-
Или:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин — Гайдар…
Намного более удачное, можно сказать, самое душевное стихотворение «про Гайдара», пусть и нравоучительного характера, что с лихвой искупается легкой иронией, сочинил ленинградский поэт и драматург, создатель текстов популярных песен Владимир Лифшиц (1913–1978). Он выступал главным образом как автор стихотворений для детей. Сам тоже боевой офицер. В 1941 году пошел в народное ополчение, участник Великой Отечественной войны. Был заместителем командира стрелкового батальона по политчасти на Ленинградском фронте. В сентябре 1944 года ранен в бою, демобилизован в звании майора. Приведем этот стих полностью.
РАЗГОВОР
Усталая, с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать.
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметён.
Что, лёжа на диване,
Читает книжку он.
И мать ему с обидой
Промолвила: — Сынок,
Когда-
Хоть чем-
А сын ответил хмуро.
Едва взглянув на мать:
— Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать!
Уверен я, ребята.
Что если б жил Гайдар —
Прославленный писатель
И храбрый комиссар, —
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог…»
КОГДА СВИДЕТЕЛЬСТВ В ОБРЕЗ. В новом веке Гайдара продолжают издавать с завидной регулярностью. И не только издательства, ориентированные на детскую аудиторию. Наиболее показателен сборник 2012 года с резким названием «Обрез». Его выпустило издательство «Ad Marginem», известное своим интересом к литературе маргинальной, нонконформистской, контркультурной. В книгу включены ранние рассказы и полузабытая «экзотическая» повесть «Всадники неприступных гор» (1926-
«Девяностые годы ― время Гайдара-
Он и потом не угомонился, Гайдар. Вечерами, когда накатывала смертная тоска по крови, он сам себя резал бритвой, литератор-
Новое гайдароведение ― «психиатрическое» ― сформировалось в начале девяностых. Эпиграфом к нему может служить знаменитая «дневниковая» фраза: «Снились люди, убитые мной в детстве…».
У этой превосходной (кроме шуток, сильная строчка!) «снились люди» отсутствует первоисточник. То есть, нет такой замшелой общей тетради, пожелтевшего клочка бумаги, куда бы сам Гайдар записал это признание. Приснившиеся покойники проживают исключительно в исследовательском пространстве «нового гайдароведения». Мертвый отряд без роду-
В таком же режиме существует и вся прочая «правда» о Гайдаре. А она страшна: красный Билли Кид, сгубивший ― Х. Л. Борхес не даст соврать ― не одну тыщу человек, не считая хакасов.
По крайней мере, писатель Владимир Солоухин, автор псевдо-
Вот не было бы этой де-
По-
Но одной миски с мозгами мало. Нет масштаба. Две тыщи белых офицеров, что сдавались в плен, велел шашками посечь. Замочил ― и в прямом, и в переносном, и в путинском смысле ― в озере Божьем местных жителей: с тех пор там табу на отъевшуюся на человечине рыбу. Семьдесят шесть человек ― детей и старух включительно ― лично расстрелял из пулемета: поставил в шеренгу и выкосил. (Цифра 76 ― еще одна деталь, работающая на достоверность. Вот сто человек ― это сомнительно, а 76 ― вроде, достоверно). <…>
Есть даже цитата самого Сталина (тут Солоухин честно говорит ― «цитату приписывают Сталину») который, вроде бы сказал, подивившись делам кровавого юнца: «Мы то его простим, но простят ли его хакасы?». Создается впечатление, что в 1922-
С «правдой» о Гайдаре есть одна серьезная закавыка. Нет ни одного документа, свидетельствующего о вырубке реликтовых офицеров, о пулеметных забавах и ледовом побоище на озере Божьем… Для серьезного исследования отсутствие материалов ― проблема».
БИТВА С ГАЗЕТНЫМИ КИЛЛЕРАМИ. «Пожалуй, ни на кого из развенчиваемых ныне классиков советской литературы не вылили столько помоев, как на Аркадия Гайдара. <…> О Гайдаре пишут с какой-
Не считая «солоухинской бомбы», порочащие статьи печатались пачками и в центральной, и в местной прессе, в толстых журналах, на ведущих телеканалах транслировали передачи, снятые солидными журналистами, с обвинениями во всех смертных грехах.
На борьбу с этим шквалом нападок и фейков едва ли не в одиночку поднялся самый крупный, с советской еще закваской, знаток жизни и творчества писателя Борис Камов, автор серии подробных биографических исследований (даже последнему военному периоду 1941 года он посвятил отдельное издание «Партизанской тропой Гайдара»), к тому времени заделавшийся еще целителем и экстрасенсом. Со всей горячностью опытного защитника он вступил в бой в конце нулевых, выпустив в ответку на все происки и бредни 500-
Досталось на орехи всем. В выражениях автор тоже особо не стеснялся. Прилетело и екатеринбургской молодежной газеты «На смену» за громкую публикацию, наделавшую когда-
КУЛЬТ ВОЛОНТЁРА. Гайдара можно с полным правом считать зачинателем первого массового волонтерского движения в стране. Он его придумал в одиночку и гениально воплотил в жизнь. По-
ПОДАЮЩИЙ НАДЕЖДЫ ПИСАТЕЛЬ-
Настоящему сатирику тоже должна быть присуща отвага. В Перми Гайдара даже однажды отдали под суд за фельетон о хобби одного следователя, который вечерами играл в оркестре ресторана, и так сказать, порочил мундир. О суде писала центральная «Правда».
В «Уральском рабочем» 24-
Что бичевал Гайдар? Например, жуликов на рынке аренды жилья. Тема актуальная и сейчас. С этим Аркадий столкнулся сам, пытаясь найти квартиру в Свердловске. Липовые объявления, сдача помещений, не принадлежащих черным риэлторам. Дважды писал со смехом сквозь слезы по психиатрическим вопросам. Как ученицу злонамеренно объявили в школе сумасшедшей. Или описывал, как отец держал свою действительно психически больную дочь в хлеву на привязи. Мог ли Гайдар тогда предвидеть, что критически настроенные потомки и к нему приклеят ярлык буйно помешанного?
СКАЗАНИЯ ОБ УРАЛЬСКИХ РОБИН-
«Эта повесть — памяти Александра Лбова, человека, не знающего дороги в новое, но ненавидящего старое, недисциплинированного, невыдержанного, но смелого и гордого бунтовщика, вложившего всю ненависть в холодное дуло своего бессменного маузера, перед которым в течение долгого времени трепетали сторожевые собаки самодержавия.
Памяти разбойника Лбова и его товарищей: Демона, Грома, Змея, Фомы, Матроса и многих других, имена которых окутаны уже дымкой легенд по рабочему Уралу.
Памяти тех, которые нападали с криком, умирали со смехом и во время нервных, безрассудно смелых схваток ставили свою собственную
ЖИЗНЬ НИ ВО ЧТО».
Выставка работает до 16 мая на 1 этаже основного здания.
Куратор Евгений Иванов.
Вход свободный.
Справки по телефону: (343)304–60–20, доб. 338, 339 (отдел культурно-