18 августа – 30 октября.
Здание пристроя, холл 2 этажа
Рисунки, обнаруженные в архиве этого неординарного автора, сгруппированы в две серии «Красное и Черное. Графика» и «Попасть в цвет». Они датируются 2018–2019 годами.
Первая серия (гелиевые ручки, крафт-
Александр Петрушкин входил в круг друзей Белинки. Здесь неоднократно проходили его творческие вечера, презентации новых сборников и поэтических проектов. Библиотека им. Белинского в свою очередь номинировала Петрушкина на соискание Литературной премии им. П.П. Бажова. Последняя прижизненная книга «Стихотворения», включавшая избранные произведения за 20 лет, принесла автору звание финалиста в номинации «Мастер. Поэзия» в начале этого года. А в феврале из Кыштыма, где жил и работал поэт, пришла печальная весть.
Мемориальный арт-
В предварительном слове к выставке инициатор выставки Наталья Петрушкина обратилась ко всем со следующими словами: «Дорогие мои и Сашины друзья! Вы знаете, что мой муж, Александр Петрушкин писал не только стихи, прозу и критику, но и картины. Я рада, что благодаря библиотеке им. Белинского мир сможет увидеть эту сторону его таланта. Они такие же, как его стихи и его жизнь – многоуровневые, сшитые паутиной образов, которые перетекают один в другой. Я не могу сейчас пойти в свою боль и много говорить о том, кто покинул этот мир так внезапно. Но одно совершенно точно – Сашка прожил за эту жизнь несколько длинных и странных жизней, в которых был совершенно разным человеком. Мне повезло больше прочих, за 15 лет наших отношений я видела его более созидающим, чем разрушающим. Он был очень плодотворным человеком во всех смыслах. Дети, женщины, стихи, рисунки, образы – полное изобилие. Я думаю, он успел все, что хотел и даже более того».
Екатеринбургский поэт Сергей Ивкин, также известный как интересный рисовальщик, принимал самое непосредственное участие в подготовке выставки. «Вдова Александра Наталья попросила помочь разобраться с архивами, и я попробовал вникнуть в разрозненные листы крафт-
Сергей Ивкин отмечает: «Александр в период «рисования» говорил и стихами. Но иными. Его книга «Слепые пятна» — это визуальная поэзия, где работают не только звук, но и курсивы, утолщения, переносы между строками. Стихотворение начинает напоминать математическую формулу, которая для одного выглядит абракадаброй, а для другого становится ключом. Почти все тексты о преодолении границы между земным и Небесным, прохождении через зеркало Смерти. А рисунки? А рисунки подводили итог всему, что он понял, и не смог сложить в слова. Личные мифы, сексуальные страхи и метания, библейские построения и оспаривание их, критика и одновременная защита религиозных положений, друзья, горожане выдуманного им города, всполохи детства и юности.
Я всегда считал, что в стихотворении читатель видит только себя, автор со временем отпадает, предоставляя читателю устройство для путешествий в другие настроения. А вот в стихах Александра Петрушкина оказывается именно Александр Петрушкин. Его стихотворение не наденешь, словно скафандр для погружения на интеллектуальную глубину, не выставишь в качестве рекламного товара. Всегда стоит рядом с тобой живой человек, со всеми неудобствами, и со всем его теплом и радостью. Но в последние два года поэзия Александра словно расщепилась на два пути: стихи – для молчания, а рисунки – для говорения. Потому что не рисунки они, а поводы для монолога. Стихотворения наоборот, в которых именно читатель-
А вот еще фрагмент из кураторского предисловия к выставке: «Рисунки поэта воспринимаются обычно как баловство, как бесцельно бродящая по черновику рука, пока он обдумывает строчку, как что-
И теперь не то слово, как жалко, что он уже не приедет на свою выставку. И не будет напрямую отвечать, что хотел изобразить-
Куратор Евгений Иванов.
Посещение выставки проходит в форме индивидуального просмотра.
Вход свободный.
Справки по тел.: (343) 304–60–20, доб. 338, 339 (отдел культурно-