Пушкинскому Дню России и месту великого поэта в школьной программе посвящается новый обзор интересных изданий из фонда Белинки.
Изучение творчества Александра Сергеевича Пушкина в рамках школьных программ было не всегда. Издания из фонда Библиотеки им. В. Г. Белинского позволяют проследить, как тексты великого поэта попадали в классные библиотеки.
Юрий Лотман, выдающийся пушкинист, на примере творчества Александра Пушкина так демонстрировал синусоидный характер актуализации тех или иных текстов в общем культурном движении: «Падение актуальности Пушкина для русского читателя в 1840–1860-
Представим лишь два примера. В «критическом указателе» «Что читать народу?» (Санкт-
«Обзор учебной и научной литературы по русскому языку» (Санкт-
Удивительно современно звучат многие из выводов этого «Обзора»:
– Задача грамматики и состоит в том, чтобы бессознательное претворить в сознательное. Она разлагает перед глазами учеников сложные формы на более элементарные и – обратно – указывает, как из элементарных форм составляются сложные, сообщает законы и правила подобного рода соединений, уясняет значение каждой формы и отношения их одна к другой, – а в результате постепенно осмысливает в сознании учеников весь процесс человеческой речи.
– Преподаватели русского языка должны, в грамматическом отношении, по возможности облегчать путь преподавателям иностранных языков.
– Повторение раньше пройденного должно совершаться непрерывно: то систематически по учебнику, то попутно при объяснительном чтении или при исправлении письменных работ.
– Главная цель занятий словесности заключается в том, чтобы научить воспитанниц читать литературные произведения, т. е. развить в них способность понимать литературные произведения со стороны логической и эстетической.
– Первая часть теории словесности, т. е. стилистика, непосредственно примыкает к грамматике, составляя её продолжение. Если грамматика «осмысливает в сознании учеников процесс человеческой речи», то стилистика осмысливает те средства, путем применения которых этот процесс может достигать наибольшей целесообразности, удовлетворяя требованиям ума, воображения, душевных настроений и эстетического вкуса.
Если в «Обзоре» искать только издания, в которых упоминается А. С. Пушкин, то можно проследить, как год от года, от издания к изданию увеличивается количество страниц, посвященных изучению творчества Пушкина; как расширяется корпус пушкинских текстов для разборов и заучивания наизусть; как личность Поэта и его гениальное наследие становятся обязательным для образованного гражданина Российской империи.
Многие мемуаристы, впоследствии ставшие известными и знаменитыми деятелями науки и искусства, оставили воспоминания о роли А. С. Пушкина и его творчества в их судьбе. Напомним лишь одни пример. «Если бы не Пушкин, – писал Павел Петрович Бажов в очерке “Через всю жизнь”, опубликованном в журнале “Огонек” в 1949 году, – я бы так и остался заводским пареньком с четырехклассным образованием».
Многие издания, о которых идёт речь в библиографических обзорах, имеются в фонде отдела редких книг.
Список литературы
Что читать народу? : критический указатель книг для народного и детского чтения [Т. 1] / сост.: Х. Д. Алчевскою, Е. Д. Гордеевой, А. П. Гришенко [и др.]. – Санкт-
Обзор учебной и научной литературы по русскому языку / [сост. К. И. Арабажин, А. А. Гласов, А. А. Пыльнев, А. О. Круглый, В. М. Чулицкий, В. А. Яковлев]. – Санкт-