Детские журналы до революции: обгоняем время

Завершаем цикл обзоров, посвящённых дореволюционной детской периодике из фонда Отдела редких книг.

На предыдущих примерах мы показали, что одной из определяющих черт детской публицистики  конца XIX – начала XX века было высокое качество текстов и иллюстраций. Среди авторов журнала «Тропинка» (1906–1912) – поэты А. Блок и К. Бальмонт, художники М. Нестеров и И. Билибин. На протяжении времени издание менялось визуально: разный объем номеров, варьирующийся формат, в том числе непривычный нам – альбомный. Однако рубрикация оставалась примерно одинаковой, классической: литературные изыскания, стихи, художественные рассказы, познавательные материалы о природе, географии и истории, шарады и ребусы.

Популярен был жанр историй с продолжением, печатавшихся из номера в номер, но некоторые большие рассказы выходили сразу целиком. Например, трогательная рождественская история «Кирюшка» (№24, 1906 г.) о бедном мальчике, сироте, который впервые в жизни побывал на школьной ёлке и в лице учительницы обрёл вторую маму. Важное место в журнале занимают произведения, отвечающие законам реализма, полные бытовых деталей, сложных ситуаций, диалектики души, психологизма («Мегрифа» Н. Манасеиной). В «Тропинке» публиковались и известные сказки («Пчёлка» А. Франса), и небольшие пьесы. В каждом номере появлялись стихи – юмористические, лиричные, нравоучительные. Интересно, насколько многогранна поэзия «Тропинки» по форме: например, «Возвращение кошечки» написано речитативом, напоминающим традиционные русские причитания. Речь в стихотворении идёт о том, как женщина, уехав на сельские работы, бросила кошку в поле и не стала её забирать, а дома пожалела – дочки плачут, играть не с кем, никто не мурлычет рядышком.

Разнообразием жанров и тем отличается и журнал «Природа и люди». Под одним названием скрываются два издания: первоначально его избрал А. Ильин в 1878–1880 годах, выпуская иллюстрированный журнал для семейного чтения. Он выходил в Санкт-Петербурге ежемесячно, содержание – преимущественно естественно-историческое. Позже появился более известный современному читателю еженедельник «Природа и люди», выпускавшийся с ноября 1889 по апрель 1918 года издательством П. Сойкина в Санкт-Петербурге. За 28 лет жизни журнала было напечатано порядка полутора тысяч номеров, издание пользовалось большим успехом. Оно позиционировалось как «журнал науки, искусства и литературы». Большой формат, детальная рубрикация, богатая жанровая палитра и познавательность, серьёзность – вот основные аспекты, которые можно выделить при беглом знакомстве с материалом. Здесь публиковались описания опытов, научные беседы, размышления о технических достижениях, рекомендательные списки для чтения, ответы на вопросы читателей, также связанные с естествознанием или историей. Спектр тем широчайший: от воздухоплавания до дрессировки собак, от работы телеграфа до традиций народов России, от опытов с улитками до будней моряков.

В №43 за 1913 год в журнале «Природа и люди» вышла статья «Светоград – город мира», которая по сути провозглашает основные принципы современных глобальных городов (термин из урбанистики, внедрён  Саскией Сассен). В материале повествуется о «любопытном, почти фантастическом проекте» норвежца Андерсена, заявляющего о необходимости создать мировой центр – город, который стал бы квинтэссенцией культурных и экономических ценностей разных стран. Автор статьи замечает, что, по его мнению, ничего невероятного в этой идее нет, что мир действительно стремится к объединению, примером чего является успех международного языка эсперанто. Поразительно, что в проекте Светограда упоминается и всемирная сеть связи, и различные институции, работающие на благо человечества (прообраз современных крупных общественных организаций наподобие WWF), и международный пресс-центр. Теперь представьте сегодняшний Сингапур, Токио или Нью-Йорк с их финансовыми потоками, транспортным хабом, развитыми коммуникациями, мультикультурной идентичностью. Всё действительно сбылось, только говорим мы на английском, а не на эсперанто.

Отметим, что и в других публикациях можно найти любопытные примеры «опережения времени». Манифестом Уральской индустриальной биеннале могла бы стать небольшая заметка из того же журнала, посвящённая промышленной эстетике будущего. В ней описывается зарождение внимания к заводской повседневности как объекту искусства, обладающему своеобразной, но бесспорной красотой. «Настанет время – ждать его недолго – когда художник изберёт сюжетом своей картины быстро мчащийся паровоз, пожирающий пространство автомобиль, и не как аксессуар, неизбежный при изображении жизни людей XX века, а как самодовлеющий, сам по себе достойный художественного одухотворения предмет».

Всего в фонде отдела редких книг Белинки – порядка тридцати наименований детских журналов, о которых можно рассказывать бесконечно. Каждое из этих изданий не только представляет огромную историческую ценность, но и становится живым, тёплым, настоящим другом для внимательного читателя. Мы оставили за кадром и «Юную Россию», полную уникальных переводных статей, и «Юного читателя» с приложением «По белу свету», и «Семейные вечера», удостоенные Высочайшего покровительства Государыни Императрицы Марии Александровны и составленные так, чтобы каждый в доме нашёл чтение по душе, – но вы можете посмотреть их в Белинке самостоятельно. Ждём вас в часы работы библиотеки. Познакомиться с изданиями может любой желающий при наличии читательского билета (запись бесплатна, необходим паспорт) в режиме читального зала.

Автор – Анастасия Русина