Вместе с «Екатеринбургской неделей» наблюдаем за жизнью первого екатеринбургского цирка
12 октября 1883 года «Екатеринбургская неделя» под псевдонимом «Один из публики» известила горожан о новом «увеселении», которое будет их ожидать на Дровяной площади, на углу Главного проспекта и Солдатской улицы (сейчас – перекресток проспекта Ленина и улицы Красноармейской).
В настоящую зиму екатеринбуржцы будут иметь много увеселений. Кроме городского театра и театра в доме гг. Казанцевых, еще будет цирк на новом рынке, около Немецкой кирки.
Цирк Труцци, как слышно, давал свои представления в лучших городах России: в Харькове, Киеве, Саратове, Казани и Москве. В Казани цирк удостоился двукратного посещения Его Высочества Великого князя Николая Николаевича старшего, что дает указанье на достоинство представлений. Во время двух посещений Великого князя цирк буквально ломился от массы народа. В настоящее время он находится в Перми, откуда будет в Екатеринбург к 15-
За несколько дней до открытия, 16 ноября 1883 года, газета сообщает новые подробности об открытии цирка: о составе цирковой труппы, ценах на билеты, а также о том, как организаторы побеспокоились о безопасности зрителей.
В тот же день [20 ноября] последует открытие Цирка Труцци. Цирк состоит из взрослого персонала в 60 лиц и около 20 детей. Лошадей в цирке 38, и, кроме них, есть дрессированные: осел, козел, собаки и еще не вполне обученный медведь. Цирк будет освещаться не керосином, а астролином, не представляющим особой опасности. Всех выходов из цирка, собственно для публики, устроено 8, причем 4 для галереи и 4 для остальных мест. Выходы шириною в 3 аршина.
Цена местам: ложи на 4 персоны – 5 р., стулья – 1 р. 50 к., 1-
В видах безопасности цирк будет отапливаться не во время представления, и сено не будет храниться в цирке – туда будут доставляться лишь порции на одну дачу. Конюшни будут освещены фонарями, а не лампами.
Но и этого показалось мало дотошным журналистам, и 23 ноября 1883 года перед репортажем с открытия цирка они опубликовали «Протокол осмотра здания цирка», подписанный полицмейстером. Из этого документа можно узнать, что на момент осмотра, 18 ноября, в деревянном здании, состоящем «из ипподрома, амфитеатром окруженного местами для зрителей», еще «производились некоторые отделочные работы», но «корпус здания, все выходы, буфет, фойе, уборные и конюшни были уже готовы». Помещение цирка будет отапливаемым, поэтому особое внимание уделяется пожарной безопасности.
Печи оказались помещенными в ямы, вырытые в земле, и дым выводится железными горизонтальными трубами, несколько возвышающимися над поверхностью земли и на расстоянии около 3-
В том же номере, вслед за протоколом, редакция «Екатеринбургской недели» публикует статью «Цирк», посвященную первому дню его работы. Однако повествование начинается не с рассказа о первых аплодисментах, а с размышлений о причинах, побудивших Труцци приехать в Екатеринбург. Возможно, предполагает автор статьи, Труцци «располагает сделать Екатеринбург своей главной квартирой, отсюда будут совершаться артистические экскурсии в ближайшие местности». Корреспонденту удалось узнать, что Труцци впервые «заезжает так далеко на восток»: раньше «его труппа давала представления в цирке Гине, потом у Чинизелли, а затем в цирке Саломонского в Москве». Он сравнивает представление Труцци с петербургскими и парижскими и только потом переходит к описанию происходящего в Екатеринбурге 20 ноября.
Опираясь всем телом на палку, г. Алберти умудряется, не прикасаясь ни одною частью тела к земле, проскакать на этой вертикально стоящей палке весь ипподром. В общем, труппа г. Труцци подобрана весьма хорошо. Нам в особенности понравилось воздушное представление г. Вандо на американской лестнице. В молоденьком, лет 12, мальчике виден серьезный артист, туманный Альбион появился в лице нескольких молоденьких и довольно миловидных мисс, исполнявших безукоризненно различного рода сальто-
Дрессировка лошадей у Труцци доведена до совершенства. Жаль только, что производимые ими эволюции уже несколько устарели. Мы видели их точно такими же лет десять тому назад. Впрочем, предъявлять большие требования здесь невозможно. Большинство лошадей – жеребцы прекрасных статей.
Гимнастических упражнений было немного. Они не представляли ничего особенного. В заключение был сделан большой маневр на 8 лошадях четырьмя дамами и четырьмя кавалерами. Маневр вышел весьма удачным. Несмотря на самые разнообразные эволюции, кавалькада строилась без суеты и так плавно, что ей бы позавидовала любая кавалерия. В общем, представление вышло весьма удачным. Ярко освещенный цирк, масса публики, свежие костюмы прислуги, одетой в черного бархата кафтаны, с голубою атласной отделкой, видимое изобилие в артистах и лошадях – словом, отсутствие всякого намека на убожество производило весьма приятное впечатление. От души желаем г. Труцци сделаться нашим постоянным и желанным гостем.
Не прошло и месяца, как популярность цирка стала вызывать опасения у владельцев театров. Уже 30 ноября 1883 года «Екатеринбургская неделя» рассказывает о предпринятом конкурентами неблаговидном поступке.
Ну, вот и определилось влияние нового цирка на театральные сборы. Оказалось, что тревога была напрасной и не к чему было прибегать к посылке телеграммы о будто бы опасной конструкции цирка. Телеграмма эта подверглась участи, которой она вполне заслуживала – осталась без последствий. Жаль нам, конечно, тех, кто тратил деньги на угощения подписывавшим телеграмму портным и сапожникам, жаль и тех денег, которые бесплодно пропали в виде платы за телеграмму. Плакали эти денежки, плакали…
Но большинство посетителей довольно даваемыми в цирке представлениями, и корреспондент «Екатеринбургской недели» с нескрываемым удовольствием продолжает летопись цирковых выступлений.
Клоуны исполняют свое дело весьма недурно, а игра на скрипках при всевозможных положениях как самих клоунов, так и инструментов, производится ими с изумительной ловкостью. Конечно, тут дело, собственно, не в игре на скрипке, а в ловкости клоунов. Недурно идут и комические пантомимы, а одна из них, «часовой на посту», представляет собою довольно ловкий фокус — тут под будкой бесследно исчезает человек. Несмотря на то что мы внимательно следили за тем, как проделывалась эта штука, нам не удалось уследить за фокусом — так ловко он был проделан.
Очень недурны гимнасты цирка, а что касается наездников и наездниц, то мы поговорим о них в другой раз. Теперь же укажем на ловкость малолетних, Эсмеральды и Соколова. Первая бойко и ловко ездит на неоседланной лошади, а последний на скаку кувыркается, не по пути хода лошади, а перекидывается назад и опять попадает на лошадь. Эти юные вольтижеры обещают стать незаурядными.
Несмотря на то что по праздникам цирк бывает полон, публика не забывает и театра. Были дни, когда и тут и там было буквально переполнено – публика стояла и в проходах.
Что будет дальше, конечно, сказать наверное нельзя; но есть основание предполагать, что и для цирка, и для театра хватит публики. Думаем, что публики хватит и на долю драматических представлений г. Денисова, который намерен дать целую серию представлений в Казанцевском театре.
Сообщая о премьере большого представления 14 декабря 1883 года, в заключение которого ожидался «исторический балет-
Через неделю, 21 декабря, «Екатеринбургская неделя» анонсирует дневные представления, программы которых «составлены главным образом для удовольствия детей». «Значит, желание публики удовлетворено, и теперь можно надеяться, что во время вечерних представлений в цирке не будут уже раздаваться капризные крики детей, желающих идти домой», – резюмирует газета.
7 марта 1884 года «Екатеринбургская неделя» сообщила о премьере пантомимы «Мазепа».
Сбор был почти полный и, по-
Из газетных публикаций можно узнать о благотворительных выступлениях цирка Труцци.
4 апреля 1884 года «Екатеринбургская неделя» опубликовала сразу несколько сообщений о цирке Труцци. Во-
В четверг, 29 марта, в цирке г. Труцци поставлена была в первый раз балет-
Во-
В-
И, наконец, дан отчет по благотворительному представлению 22 марта 1884 года.
18 апреля 1884 года «Екатеринбургская неделя» сообщила об отъезде цирка Труцци в Пермь.
В понедельник на Фоминой неделе уехал в Пермь цирк Труцци и вернется к нам только осенью. Пасха к г. Труцци была очень приветлива: сборы были, особенно в последние дни, весьма солидны. Не даром в последней афише дирекция цирка благодарит публику за «благосклонное внимание» ее к цирку: г. Труцци увез не одну тысячу чистого барыша. Весь город перебывал в цирке за полгода его существования, а некоторые горожане и горожанки просто жили там, вздыхая по разным m-
Пока цирк Труции гастролировал в Перми, в Екатеринбург приехала труппа акробатов Валлери, и у екатеринбуржцев появилась возможность сравнивать и выбирать лучших. 22 августа 1884 года «Екатеринбургская неделя» сообщает о том, как проходят представления новых артистов.
Вот уже вторую неделю в Екатеринбурге гостит заезжая труппа акробатов, эквилибристов и пантомимистов под управлением г. Валлери. Труппа эта, весьма не многочисленная (8 или 9 персонажей), дает свои представления в цирке Труцци. Мы от многих слышали сравнение акробатических представлений Валлери с таковыми же представлениями Труцци (исключая, разумеется, наездничества), и это общее мнение не в пользу пресловутого Труцци. Что же касается пантомим, то в этом отношении труппа Валлери достигла известной степени совершенства. У выхода из-
Если во время открытия цирка безопасность зрителей не вызывала опасения, то 18 декабря 1885 года редакция «Екатеринбургской недели» сообщает, что ее «просят обратить внимание кого следует на распорядок в цирке г. Труцци». Вызывает опасение, что из четырех дверей открытыми обычно бывают только две. «Не мешало бы также г. Труцци ограничить и количество публики на местах ненумерованных, а не пускать без счету до того, что там зрители, можно сказать, представляют сельдей в бочке», – настаивает газета.
В 1886 году содержание статей о цирке Труцци меняется до неузнаваемости. 1 января газета сообщила о неприятном инциденте, когда хулиганы криками «пожар» создали панику в цирке. Успокоить зрителей, как это ни парадоксально звучит, смог только трижды исполненный гимн «Боже, царя храни».
29 декабря случилось в нашем цирке довольно печальное происшествие. Какой-
Крикнуть в цирке кому бы то ни было «пожар» не было ни малейшего повода в данном случае. Да и вообще трудно ожидать пожара в цирке при тех условиях предосторожности, какие принял г. Труцци, хотя и не мешало 6ы ему вместо керосинового освещения ввести электрическое. В день паники, 29 декабря, цирк даже не был отоплен по случаю теплой погоды.
Спрашивается, кто мог решиться на такую гадость, закричать «пожар». Одно из двух: или это был шалопай, соврас без узды, проделавший эту печальную штуку глупости ради, или это был один из шайки мошенников, желавших в суматохе воспользоваться чужою собственностью. Как бы то ни было, но во всяком случае этот шалопай должен быть разыскан и строго наказан. Разыграйся только паника, и эта шутка могла бы нам стоить наших отцов, матерей и детей.
29 января 1886 года «Екатеринбургская неделя» сообщила о драке в цирке и неудавшейся попытке наездницы Заиры отравиться мышьяком, из-
В этом же номере редакция газеты сообщила о том, как горожане провожали цирк Труцци.
2 февраля, в день последнего представления в цирке, местность около цирка и театра имела оживленный вид. Масса народу, как пешком, так и в экипажах, собралась смотреть выезд артистов цирка на тройках с факелами, музыкой и бенгальским огнем. Надо только удивляться жадности толпы до зрелищ: процессия по Главному проспекту состояла не столько из троек с цирковскими [так в тексте!] артистами, сколько из публики, провожавшей ее в экипажах. Путь освещался бенгальским разноцветным огнем, что, впрочем, производило недурной вид на шествие издалека, особенно когда процессия шла по плотине.
Несмотря на отъезд труппы, «Екатеринбургская неделя» опубликовала 21 мая и 8 июня 1886 года еще 2 статьи о том, как принимала цирк Труцци пермская публика.
Освещая культурную жизнь уездного города, можно ограничиться публикацией афиш предстоящих мероприятий. Можно печатать рецензии на состоявшиеся представления и советовать, как достичь совершенства. Но когда в городе впервые за всю его историю появляется цирк, нужно собрать как можно больше информации и поделиться с читателями. Благодаря корреспондентам «Екатеринбургской недели» можно узнать, что за человек стал первооткрывателем в этом деле, как он построил деревянное отапливаемое помещение, обеспечив при этом противопожарную безопасность, чем восторгались зрители и какие курьезы случались на сцене.