Выставка Константина Афанасьева «Художник смотрит»

18 мая, в 18.00, состоится открытие выставки художника Константина Афанасьева.

Выставка познакомит с избранными произведениями Константина Константиновича Афанасьева (1923–1983), созданными в 1960–1980-е годы. Он выбрал экспрессионистский язык живописи, переосмыслял концепцию портрета, исследовал разнообразие пластических решений в изображениях обнаженных. Константин Афанасьев принадлежал к поколению первых художников советского андеграунда, черпавших силы в истории живописи и отстаивавших и в работе, и образом жизни независимость художника и личности от диктата политической системы и тотальности утопий.

«Внешне это была жизнь типичного провинциального советского художника», как очень точно пишет о нем Любовь Архипова. Непростой художник с независимым характером в обстоятельствах провинциальной жизни, он оказался почти неизвестен за пределами Алапаевска, в котором жил. Вернувшись с войны, он вернулся и к стремлению быть художником, в 1951 году окончил полный курс Уральского художественно-промышленного училища в Нижнем Тагиле по специальности художник-исполнитель,  обосновался в Алапаевске, преподавал в школе, организовал художественную студию во Дворце культуры и школу фигурного катания, занимался оформительскими работами. Тема дипломной работы – «Геологи встречают рассвет» – не нашла продолжения в зрелой живописи. Интерес к жизни советского человека, трудом и упорством побеждающего силы природы и неоформленные просторы родины, создавая ее новую экономическую карту и новый психологический тип современника, не нашел воплощения в творчестве Константина Афанасьева. Вместо проблематики сурового стиля у него – поиски живописного языка, переосмысление портретного жанра, осознание своего, независимого от идеологии и институциональных правил, пути.
Он «жадно и постоянно» изучал альбомы Рембрандта, ценил многих художников, но особо – Гогена, Ван Гога, Сезанна, Владимира Малявина, Кете Кольвиц, Отто Дикса, Ханса Грундига, Наталью Гончарову и многих других художников русского авангарда. Из современников отмечал Эрнста Неизвестного, Виктора Попкова, Олега Целкова. Столь разные художники были единомышленниками в поисках экспрессивных формы и темы. Константин Афанасьев принадлежал к поколению первых художников советского андеграунда, черпавших силы в истории живописи и отстаивавших и в работе, и образом жизни независимость художника и личности от диктата политической системы и тотальности утопий.

Особенный язык живописи Константина Афанасьева связан с доверием себе и вниманием к настоящему. Взгляд художника был направлен на близкое и любимое. Печаль, смятение, ирония и страсть интонационно пронизывают работы разного времени, но сильнее всего в его живописи – переживание присутствия в мире, где возможно и необходимо вглядеться прежде всего в основополагающие, важнейшие элементы. В его работах нет привычного течения времени от прошлого к будущему, почти нет новостей и событий, перипетий политики и социальной жизни, хотя художник чувствителен к окружающим вещам и имеет дело с предметами повседневной жизни. Настоящее осмысляется им как время личных, но не сиюминутных, наблюдений, как погруженность в жизнь.
Способность смотреть по-своему и при этом пристально, ответственно, страстно вглядываться в близкое – в лица друзей, в быт, в цветы, складки ткани, пластику тела – в творчестве Константина Афанасьева дает зрителю урок свободы, как в политическом, так и в метафизическом смыслах.

Все работы на выставке хранятся в семье художника и предоставлены Любовью Владимировной Архиповой.
Выставка организована при поддержке Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Библиотека им. В. Г. Белинского благодарит за помощь Любовь Владимировну Архипову, Наталью Николаевну Чекасину и Алексея Галактионовича Фоминых, Юрия Сергеевича и Людмилу Евгеньевну Трофимовых, Евгению Никитину, Владимира Селезнева, Александра Владимировича Харлова и Елену Александровну Горобинскую.

Вход свободный.
Справки по телефону (343) 371–26–48  Марина Соколовская