Выставка о советском искусстве, стоявшем на страже Родины в «Проекте–1922»
28 мая – 28 июля
Переход между зданиями, 3 этаж
Выставка «Живопись застав» заставляет по-
Художественно-
Поводом для рефлексии стал альбом «Пограничники», выпущенный издательством «Советский художник» в 1984 году, из фонда Центра депозитарного хранения Белинки. Репродукции этого альбома воспроизводят «пограничное» творчество ангажированных художников 1960–1980-
Вообще вряд ли в истории какой-
В свое время, в середине ХХ века, пограничники на одной шестой суши стали поистине культовыми персонажами, подлинными супергероями. Рыцарей границ окутывал плотный миф, подпитываемый великим множеством увековечивающих их отважный образ книг, кинофильмов, картин, скульптур, песен, стихов. Они сделались популярны и эффектны на фоне культурного ажиотажа – как мушкетеры во Франции, как ковбои в Америке, как самураи в Японии. Никакие другие защитники Родины – ни танкисты, ни пехотинцы, ни артиллеристы, ни ракетчики, ни даже летчики и моряки не пользовались таким успехом и не были столь востребованы у деятелей искусств.
В отличие от приключенческой и патриотической погранлитературы, где фигура нарушителя практически обязательна, как и его поимка, или в ином случае есть вооруженное столкновение, нападение врага, последний бой, в «Живописи застав» всё это отсутствует. Картины, по сути, бесконфликтны. Но это только на первый взгляд. Мнимая бессюжетность компенсируется внутренним наполнением, сверхэмоциональностью, призывом к зрителю о сотворчестве, додумывании того, что остается за рамкой, за кадром. Недаром и картинки в альбоме снабжены на обороте обширными комментариями на советском искусствоведческом сленге.
Перед нами полотна Духа. В них констатация Мужества и апология абсолютной Мужественности. Художники ставят перед собой цель воспеть несение пограничной службы, исполнение долга, которые не растворяются в обыденном распорядке ритуалов армейских буден, а приобретают статус высокой миссии. За субъектами и объектами рисуются полная уверенность в своих силах, сосредоточенность, несгибаемая воля, немедленное реагирование на внезапную угрозу. Еще маркировки – суровый стиль, поздний соцреализм, тронутый местами модернизмом и даже экспрессионизмом.
Звучные идеологемы-
Пост, который погранцы обязаны держать намертво, несмотря ни на что, чрезвычайно значим для страны, вечно опоясанной каким-
Картины подкупают необыкновенной изобретательностью авторов, как в поиске ракурсов, композиционных решений, так и в придании живости ситуациям, когда ничего не происходит, когда нет ничего провокационного. Это заказное искусство благородных кровей. Придворные художники существовали всегда. В конце концов, чем хуже мастера эпохи ренессанса на службе у курфюрста мастеров эпохи социализма на жаловании партии. Выставочная жизнь нашей поры почти вся нацелена на творчество нонконформистов. Хотя при ближайшем рассмотрении многие из них –слепки западных образцов. И тут может оказаться, что «конформисты» в чем-
Выставку также сопровождают тексты фольклорных, строевых, авторских и эстрадных песен о пограничниках.
Куратор – Евгений Иванов.
Вход свободный.
Справки по тел. (343) 304–60–20 (отдел культурно-