2 августа начинает работу книжная выставка, посвященная писателям-
В свой юбилейный год библиотека им. Белинского представляет большую выставку книг десяти выдающихся писателей, которые также появились на свет в 1899 году.
В великолепную десятку вошли бесспорные классики русской и мировой литературы. Гиганты нашей отечественной словесности – Андрей Платонов, Леонид Леонов, Юрий Олеша. Владимир Набоков, говоривший о себе: «Я самый одинокий и самый заносчивый из всех писателей, вылупившихся за границей». Сразу три лауреата Нобелевской премии, представители трех разных континентов. Мигель Анхель Астуриас, родом из Гватемалы, один из творцов латиноамериканского прозаического чуда. Первый японский нобелиат по литературе Ясунари Кавабата. Самый любимый в Советском Союзе писатель из США Эрнест Хемингуэй. Среди ровесников Белинки также значатся: гордость Поднебесной литературы, «китайский Оруэлл», сатирик и общественник Лао Шэ; великий сочинитель фантастических историй, знаменитый писатель-
Выставку составили более ста изданий разных лет как на языке оригинала, так и в переводах, не считая клавира комической оперы «Три толстяка». Помимо книг, в экспозиции представлены планшеты художественного проекта «Планета Платонов», посвященные «экстраординарному писателю, возможно, самому блестящему русскому писателю двадцатого века» – такую оценку как-
Платонов раньше других из своего литературного призыва покинул этот мир, едва перешагнув пятидесятилетний рубеж. При всем сложившемся ореоле гонимого автора и непризнанного гения, он после ухода на протяжении десятилетий никогда не выпадал из издательских планов. До перестройки его часто и внушительными тиражами печатали и в центре, и в провинции. Был читаем и чтим, при том что главная его книга в полном варианте – роман «Чевенгур» – оставалась вне доступа. На выставке демонстрируются одни из первых публикаций этого произведения в книжном формате, датируемые 1989 годом, и недавнее научное издание «Динамическая транскрипция», или, иначе говоря, «Описание рукописи ”Чевенгура”» из архива Платонова. Оно позволяет проследить, как работал над словом мастер.
Но среди ровесников ХХ века было немало и долгожителей – и в творческом смысле тоже. Дольше всех прожила Памела Трэверс. Она ушла в мир иной на 97-
Леонид Леонов успел отметить 95-
Еще один загадочный автор 1899 года рождения, гений молчания и творческого самоотречения Юрий Олеша «наследил» только на однотомник. В его книге с мем-
«Современные прозаические вещи могут иметь соответствующую современной психике ценность только тогда, когда они написаны в один присест. Размышление или воспоминание в двадцать или тридцать строк, максимально, скажем, в сто строк – это и есть современный роман. Эпопея не представляется мне не только нужной, но вообще возможной. Книги читаются сейчас в перерывах – в метро, даже на его эскалаторах – для чего ж тогда книге быть большой? Я не могу себе представить долгого читателя – на весь вечер. Во-
Пусть я пишу отрывки, не заканчивая, но я все же пишу! Все же это какая-
Заметим, что Олеша большей частью вел именно литературный дневник, оставив потомкам краткий экскурс в свой заповедный круг чтения. Это всегда взгляд профессионала на коллегу. Вот что он похвально писал о Хемингуэе.
«Художественная сила Хемингуэя исключительна. Почти на каждой странице выпущенного Гослитиздатом двухтомника его произведений – а этих страниц больше тысячи – имеется нечто такое, что способно, нам кажется, задержать на себе восхищенное внимание читателя. Писательская манера Хемингуэя единственна в своем роде. Несомненно, манера, состоящая в том, что, кроме ведения сюжета, писатель еще как бы боковым зрением следит за мелочами жизни – за тем, как герой, допустим, бреется, одевается, болтает с приятелем, – такая манера, скажем мы, несомненно, жизнеутверждающа и оптимистична, поскольку, как мы уже примерно сказали, вызывает у нас вкус к жизни. Честь первого применения этой манеры принадлежит, безусловно, Хемингуэю».
В унисон признанию булгаковского профессора Преображенского можно однозначно утверждать, что Набоков никогда не любил большевиков. Даже сочинил драматический пасквиль «Человек из СССР» (он вообще накропал достаточно пьес, которых хватило на толстенный том большого формата «Трагедия господина Морна» (2008). И родина нежно мстила ему, полностью игнорируя творчество тонкого стилиста и живописателя страстей растлителя малолетки. Наверстывая упущенное, нынче Россия стала оплотом набоковедения. Типографские станки исправно выдают на-
Вернемся к долгожителям. Хорхе Луиса Борхеса не стало в 86 лет. Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (Atlas, 1985) — собрание стихов, фантазий и путевых записок. Несмотря на постигшую его слепоту, он почти 20 лет руководил Национальной библиотекой Аргентины (а библиотекарем работал с молодых лет, когда и начал писать шедевры на рабочем месте). «Возможно, страх и старость обманывают меня, но я думаю, что человеческий род – единственный – близок к угасанию, а Библиотека сохранится: освещенная, необитаемая, бесконечная, абсолютно неподвижная, наполненная драгоценными томами, бесполезная, нетленная, таинственная».
Борхес вошел в обязательную программу чтения российского интеллектуала в начале 1980-
А вот Мигель Анхель Астуриас являлся не только лауреатом Нобелевской премии, но и был чуть раньше удостоен, о чем сейчас не вспоминают, Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». И он по-
«Наши романы написаны не только словами, но и образами. Многие, читая наши романы, как бы видят их кинематографически. И не только потому, что американские прозаики стремятся к наглядному утверждению своей самобытности, но и потому, что они чувствуют себя обязанными, используя все богатства звучания и образности нашего языка, обобщать голоса своих народов… Для меня подлинный латиноамериканский роман — это вопль горечи, идущий из глубины веков и разливающийся на сотнях страниц. Настоящий латиноамериканский роман передает дух народа и во весь голос отстаивает его права…»
Два выдающихся сына Азии Лао Шэ и Ясунари Кавабата кончили жизнь трагически. Оба, как формулируют в протоколах, при невыясненных обстоятельствах. И тому, и другому официально приписывают самоубийство. Но Лао Шэ в 1966-
Рожденные на заре ХХ века, в год основания Библиотеки имени Белинского в далёком от места их рождения Екатеринбурге, все эти очень разные и великолепные писатели и сегодня интересны читателям.
Куратор – Евгений Иванов.
Выставка работает до 2 ноября на 1 этаже основного здания.
Вход свободный.
Справки по телефону: (343) 304–60–20, доб. 338 (отдел культурных программ)