Книжная выставка «Русский Фауст». К юбилею Владимира Одоевского (1804–1869)

С 1 августа отдел редких книг представляет книжную выставку, посвященную 220-летию Владимира Фёдоровича Одоевского.

Одоевский Владимир Федорович – князь, русский писатель, философ, журналист, издатель, музыковед, ученый энциклопедист.  «Русский Фауст» – так называли этого человека современники. Последний потомок старинного княжеского рода. Отец его служил в должности директора Московского отделения государственного банка, мать была крепостной крестьянкой.

В 1816–1822 годах учился в Московском университетском благородном пансионе, который окончил с отличием. Печататься Одоевский начинает уже в годы учебы: первые произведения («Разговор о том, как опасно быть тщеславным», «Дни досад») выходят в журнале «Вестник Европы».

Вместе с Д. Веневитиновым организовал «Общество любомудрия» и был его председателем. Вместе с В. К. Кюхельбекером издавал альманах «Мнемозина», в котором печатались Грибоедов, Пушкин. Баратынский, Языков. Близко связанный с лучшими литературными кругами своего времени, Одоевский был деятельным сотрудником пушкинского «Современника», участвовал в альманахе «Северные цветы», в журнале «Московский наблюдатель».

Особенно широкую известность  получили его «Русские ночи», главный герой которых, Фауст, отождествлялся современниками с личностью самого Одоевского. Он и был «Фаустом» в жизни. Кабинет его, заставленный книгами и ретортами, был приютом  А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, М. И. Глинки. В этом кабинете были написаны его фантастические новеллы, новеллы в реалистическом духе – «Княжна Мими», «Княжна Зизи», прелестные детские сказки, которые с живым интересом читали и взрослые.  «Русские ночи», – записал в своем «Дневнике» Кюхельбекер, – одна из умнейших книг на русском языке… Сколько поднимает он (Одоевский) вопросов! Конечно, ни один почти не разрешен, но спасибо и за то, что они подняты – и в русской книге!»

Его литературно-музыкальный салон, сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве, любили и посещали, блистательно представляя избранному кругу свои творения П.  А. Вяземский, В.  А. Соллогуб, И. С. Тургенев, М.  И. Глинка, М.  А. Балакирев, В.  А. Серов, В.  В. Стасов, П.  И. Чайковский.  Трудно представить: как могли в одном человеке совместиться писатель, критик, публицист, музыкант, музыкальный критик, изобретатель, философ, химик, библиотекарь, педагог, кулинар и отличный государственный служащий?!

Мемуаристы не скупятся на добрые слова, хотя часто приправленные иронией. Князь Одоевский был чудак, не от мира сего; у него все гостили, все обедали, все говорили о литературе, все посмеивались над его чудо-соусами. Все видели человека умного, доброго, очень хорошего; открытый и любящий гостей, он оставался при этом наглухо заперт изнутри – только в сочинениях своих кое-где проговаривался о душевной боли.  Для внешнего мира это был очень корректный, красивый господин, с превосходными манерами настоящего аристократа и при этом совершенно демократичный в обращении.

На нашей выставке представлены сочинения, повести, рассказы, сказки, избранные  статьи о литературе и искусстве В. Ф. Одоевского, а также материалы, освещающие жизненный и творческий путь русского писателя.

Список литературы

Выставка работает до 30 августа в отделе редких книг (основное здание, 1 этаж).

Вход свободный.
Справки по телефону: (343) 304–60–17, доб. 329 (отдел редких книг)